Рецензия: "Чёрный лебедь" (Black Swan) (2010)



Даррена Аранофски, яркого и безусловно талантливого режиссера, мастерски работающего как с актерами, так и с камерой, в свое время по-моему слегка перехвалили. Только ленивый не рассказал как его "Рестлер" поднял Мики Рурка со дна и вернул на вершину славы. Но кто кого на самом деле поднял? Аранофски, фильмы которого, кроме "Реквиема", видело человек 10 (из них 5 смогли досмотреть до конца) или Рурк, который уже давно отыграл в таком количестве культовых вещей, что вошел в историю кинематографа пусть и со всеми неудачами и падениями? Да, про Рурка до этого камбэка многие забыли, но так ли много людей вообще знали про Аранофски? 
Это не лирическое введение. Не упомянуть фильм про стареющего рестлера нельзя по одной простой причине. Новая лента режиссера "Черный лебедь" - это ремейк "Рестлера" (иногда покадровый) только с балеринами. 

Так же как и в "Рестлере" нам показывают закулисье, на этот раз балета. Тренировки до травм, всякие невидимые зрителю приготовления, репетиции. Авторам все это удается показать не менее правдоподобно, чем подноготную рестлеров. Главная героиня Нина (Портман) здесь не то чтобы начинает сходить с ума, а скорее продолжает. Этому способствует сумасшедшая властная мамаша, обращающаяся с дочерью как с маленьким ребенком, худрук (Кассель)  соблазняющий балерин чтобы они со страстью отдавались роли (слушать его "mutherfucking hurt" можно бесконечно) и конечно же настырная конкурентка (Кунис). Последняя - противоположность затюканой героини - пьет, клеит мальчиков по клубам и не чурается "медикаментов". Короче стандартная богемная жизнь:)

Хрупкие девушки вместо заматеревшего шоу-борца  конечно самое очевидное, но все же не единственное отличие фильма от "Рестлера". В "Лебеде" физиологические страдания отчасти сменяют психологические. Нина галюцинирует то оторванной кожей, то перепончатыми пальцами, пока на ее спине неведомо откуда появляются порезы и растут перья. Впрочем тем, кто после ролика мечтал увидеть в "Лебеде" Кроненберга советую не беспокоиться. В отличие от фильмов мастера "боди-хоррора", нереальность всего происходящего с героиней не ставится под сомнение.

Изобретательная местами съемка и монтаж (игры с зеркалами) отличает "Лебедя" от предшественника. Аранофски с переменным успехом, но очень самозабвенно цитирует классические приемы вроде гаснущего света, мелькающей перед камерой фигурой или выскакивающей из-за границы кадра Вайноны Райдер (вот это реально пугает:). Все это выглядит неимоверно красиво, а сцене превращения Портман в черного лебедя вообще не грех поаплодировать. Но добрую половину фильма мы опять видим спину героини, за которой следует шатающийся оператор. В сцене ночного клуба и сексуальных экспериментов Нины, Аранофски чуть-чуть вторгается на территорию Гаспара Ноэ, делая это стильно, но как-то без души... хотя сцена мастурбации надо сказать способна ммм... расшевелить:) Вообще засовывание рук (своих или чьих-то) между ног Портман  является сквозной темой всего фильма.

За биографичность же, которой отличался "Рестлер", здесь отвечает Вайнона Райдер, играющая сильно пьющую балерину на закате своей карьеры, у которой Нина комуниздит косметику, пытаясь достичь идеала и как бы сменяя ее на посту сходящей с ума. К сожалению этой эпизодической роли явно недостаточно чтобы сравнять степень сопереживания с фильмом про Рурка.

Метафоры белого и черного лебедя, творческого саморазрушения и тому подобное бьют с тонкостью кувалды, пока сюжет катится к неизбежному. Еще задолго до конца я жопой шестым чувством понял, чем это все закончится и не ошибся. Зачем Аранофски еще раз снял "Рестлера"? Хороший вопрос. Может он нашел свой жанр. Этакий псевдобайопик про саморазрушение. А может просто это единственное, что он умеет снимать? Я уже предвкушаю его видение грядущей "Росомахи". Хью Джекман забирается на (подставьте возвышенность) и выпустив когти прыгает в (подставьте цель) трагически разрушив свой неразрушимый скелет, но зато достигнув пика мутантской славы.

Что же до "Черного Лебедя" он конечно стоит того, чтобы его увидеть. Являясь своеобразной  версией "Рестлера" для условных женщин, "Черный Лебедь" будет интересен прежде всего тем, кто этого самого "Рестлера" не видел. И наверняка фильм еще отхватит кучу всяких наград. По крайней мере Портман ее заслужила, хотя бы за старание. Ведь ей тоже пришлось тренироваться, но играть в отличие от Рурка  не саму себя. Хотя кто знает...  

Комментарии

  1. "Являясь своеобразной версией "Рестлера" для условных женщин," - 100%

    ОтветитьУдалить
  2. не стоит он того, чтобы его видеть

    ОтветитьУдалить
  3. Аноним хуже перис хилтон

    Фильм смотреть, несомненно, стоит, особенно ярым почитателям таланта Аронофски. Странно сравнивать Рестлер и Черный лебедь - во всех фильмах Дарена герои архетипичны, а страсть к самосовершенствованию, и в следствие чего, к саморазрушению, проходит красной нитью сквозь все его фильмы. Это какбэ его конек, я думаю, как у тех же лимбов посылать всех на хуй.

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)