Рецензия: "Вход в пустоту" (Enter the Void) (2009)


"Вход в пустоту" - последнее творение провокатора по профессии Гаспара Ноэ. Если вы видели его "Необратимость", то уже примерно знаете чего ждать. Безумные полеты камеры, скрытые монтажные склейки, много немотивированной жестокости и секса. Здесь все то же, только больше, дольше и толще.

Уже титрами вас настраивают на нужный лад. Свето-цветовая долбежка надписями в стиле японских видео игр 80-х способна вызывать приступы эпилепсии. Следующее за этим по ощущениям скорее похоже на тяжелый отходняк.
Главный герой англоговорящий торчок-барыга Оскар (Натаниель Браун), живущий с сестрой (Пас де ла Уэрта) в Токио. Этот город с неоновыми вывесками на каждой стене как никакой другой подходит под наркотическую тематику фильма. Герой закидывается чем-то и идет в клуб "Пустота" отдать "стаф" приятелю. Там его заметает полиция и стреляет в грудь, пока Оскар пытается слить наркоту в туалете. Его душа покидает тело, чтобы летать по ночному городу, периодически преодолевая пространство и время, залетать в головы людей и другие интересные места.

"Вход в пустоту" можно поделить на три части. Первая снята от лица Оскара. Его играет парень с рожей того самого торчка, но ее мы увидим от силы раз пять за весь фильм. Камера мигает глазами героя, он смотрит в зеркало и галлюцинирует разноцветными осьминогообразными фракталами. Сцены глюков и пульсирующего света вообще занимают значительную часть фильма, который кажется можно использовать для мягкой формы трепанации.
Следующая глава - иллюстрация фразы "вся жизнь перед глазами". Во время долгого флэшбэка камера повисает за плечом героя. Мы видим то маленького мальчика в машине, которую сбивает грузовик, то уже взрослого героя, гуляющего с сестрой. Есть очень забавный момент, когда Оскар трахается с мамашей своего приятеля, а в следующую секунду, уже маленьким, сосет мамину грудь:) Вообще большая часть происходящего написана кажется по произведениям дядюшки Фрейда, что правда не прибавляет фильму особой психологической глубины.
Когда воспоминания приходят к тому с чего начался фильм, душа-камера отправляется в свободное странствие по городу. Она навещает бомжующего друга, который вынужден скрываться от полиции и сестру-стриптизершу, встречающуюся с хозяином клуба. Пас де ла Уэрта, чьи актерские таланты проходят в опасной близости от талантов порноактрисы, тут конечно тоже пол фильма играет без трусиков и под кем-то:) 
В соответствии с прочитанной героем "Тибетской книгой мертвых" душа проходит все эти стадии, чтобы либо улететь в белый свет либо остаться на земле, пройдя через реинкарнацию.

Сложно составить однозначное мнение об этом фильме. С одной стороны "Вход в пустоту" это яркий эксперимент, в котором форма полностью соответствует содержанию, с другой это картина без сюжета, вообще слабо напоминающая кино в привычном понимании.
Режиссер и оператор создали наверно самую продолжительную сцену в кино, снятую субъективной камерой. И это само по себе ценно, особенно во время засилья объективной съемки, доведенной до абсурда бесконечными "ведьмами из блэр". Но этот фильм все таки сложносочиненнee, чем просто операторский эксперимент. Во флэшбековой части почти нет ничего оригинального и несмотря на камеру постоянно висящую за плечом героя, все это мы уже видели много раз. Это все таки выдает в Ноэ желание не просто удивлять, но и создать цельное произведение. Другой вопрос как у него это получается и насколько тут мешает/помогает то самое новаторское.
Если бы третья часть фильма длилась столько же сколько первые две цены бы ему не было. Но начало от первого лица и флэшбэк занимают примерно час, а кино длится два сорок. Полтора часа камера парит сквозь стены, почти не поднимая взгляда от земли. К сожалению рассказывать ей почти не о чем. Перипетии сюжета могут вместится в пару предложений. Поэтому пол фильма нам показывают как камера влетает в стены, лампочки, раковины, дырку от пули и даже извините влагалище.
Но тут возникает другая проблема. Понятно что никакой революционной технологии нет, просто хитрый монтаж, совмещающий съемки камерой, подвешенной на кран, с компьютерными декорациями. Это было еще в "Бойцовском клубе" и "Комнате страха" Финчера. Но если у последнего, эта фишка использовалась эпизодами, просто для создания стиля, то Ноэ не знает меры. Когда камера влетает в лампу первый раз это смотрится круто, но когда это происходит в двадцатый, палец тянется к кнопке перемотки.

По началу я хотел понаделать скриншотов с подборкой очередных шокирующих кадров, например "жертвы аборта" (в прямом смысле), компьютерного члена, тыкающего в камеру, последствие аварии и тому подобное. Но все таки "Вход в пустоту" больше чем эти кадры, хотя кто-то конечно увидит только их.
"Вход в пустоту" - яркая и наверно единственная подробная иллюстрация внетелесного опыта, снятая в ритме вгоняющем в транс и со сценами проверяющими (как это сейчас модно) крепость желудков. Но если эксперимент удался на все сто, то вот полноценного фильм тут по-моему опять не вышло.

В заключение мне остается только позавидовать/посочувствовать тем, кому довелось увидеть "Вход в пустоту" в кинотеатре. Могу себе представить насколько воздействие усиливается при объемном звуке и большом экране в темноте.

Комментарии

  1. Spasibo za recenziyu ... dumal posmotret sie tvorenie no vspominaya neobratimost dumayu, a ono mne nado... hotya esli v castinge bylo b neskolko imenityh posmotrel by kak oni stradayut, a tak binmovie!

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)