Рецензия: "Begotten" (1991)




Language bearers. Photographers. Dairy makers
You with your memory are dead, frozen
Lost in the present that never stop passing
Here lives the incantation of matter
A language forever.

Like a flame burning away the darkness
Life is flesh on bone convulsing above the ground…
          
С таких вот мрачно-неясных титров и начинается фильм «Begotten». То, что было порождено разумом автора и предстает перед взором зрителя далее, находится настолько за рамками всего, что когда-либо снимали и, наверное, снимут, что слова действительно беспомощны рядом с картинами и звуками этого произведения.
Одна из особенностей фильма – это множество интерпретаций сюжета. Каждый видит в нем что-то свое и понимает по-своему. Подсказки приходят с финальными титрами, помогая дать персонажам имена и проанализировать все происходящее. Итак…
В заброшенном доме посреди леса, под тиканье часов, Убивающий Себя Бог режет свое тело лезвием и умирает, истекая кровью. Появившаяся Мать Земля делает handjob (простите мой французский) трупу и оплодотворяет себя его семенем. Она уходит на берег озера, чтобы родить там сына – Плоть-на-Кости. Это существо, кажется, появилось на свет (или тьму?) лишь для одного – бесконечных страданий и боли. Трясущегося в агонии, его подбирают обмотанные в лохмотья Кочевники, чтобы обречь на еще большие страдания…
Вот такая вот замечательная завязка и если вам кажется, что она попахивает бредом, то учтите, это только начало. Далее фильм растягивается в своеобразную эстетическую пытку (в хорошем смысле), погружаясь в липкое и вязкое безумие, наполненное странными и страшными образами.


Эдмунд Елиас Мериге написал сценарий к «Begotten» в середине восьмидесятых. Изначально он должен был вылиться в некое театрально-музыкальное представление; в то время Мериге занимался экспериментальным театром в Нью-Йорке. Но как выяснилось, задуманная постановка требовала огромных денег, которых у 20-ти летнего парня, конечно, не было, в отличие от огромных амбиций. Поэтому он переключился на кино.
Прошло три с половиной года с момента начала работы над сценарием до готовой копии фильма. Значительная часть этого времени ушла на пост-продакшн и создание специального оптического принтера, на котором тот был сделан. Мериге долгое время искал способ создать уникальное изображение, у которого не было бы аналогов. И когда он его наконец нашел, оказалось, что необходимый ему принтер стоил еще больше чем постановка на сцене. Но начинающий режиссер не отчаялся, а просто… собрал машину сам:)
Собственно первое, что бросается в глаза при начале просмотра "Порожденного" – уникальная техника обработки кадра. Фильм снят на черно-белую 16-ти мм пленку, но это не привычное всем ч/б кино. В нем почти отсутствуют оттенки серого, есть лишь черные и белые цвета, создающие абсолютно потусторонний эффект. По словам Мериге на обработку одной минуты пленки требовалось около восьми часов. Изображение мигает, зерниться, временами вообще не очень понятно, что именно происходит в кадре, но это только подстегивает воображение. Темные сцены не в фокусе, иногда сменяются по-настоящему артовыми кадрами (замедленное нападение Кочевников на Мать Землю на фоне солнца ), еще более усиливая контрасты фильма. Не удивлюсь если автор недавнего "Антихриста" вдохновлялся и "Порожденным".
Не менее «извне» звучит и сандтрэк к фильму. Это звуки, часто монотонные и повторяющиеся (типа шагов, хлюпанья и еще черт знает чего), и эмбиентная музыка. Часто в сети можно встретить описание этого фильма как немого. Так вот это не совсем так. В нем полно звуков, хоть и не очень громких. Просто в «Begotten» нет речи. Вы не услышите не единого слова за весь фильм, но это не означает, что там нечего слушать. И уж совсем дикими, по-моему, являются предложения включить на фоне фильма какую-нибудь музыку:)


 

«Begotten» – невероятный по воздействию кинемотографический эксперимент. Вы начинаете чувствовать вживление в реальность фильма еще с первых минут. Зритель вместе с неровной камерой подходит к стенам домика в лесу, чтобы заглянуть в темный проем окна. И как ни странно эти дергающиеся, неясные кадры и авангардные образы кажутся реальнее любых реалистично снятых, вылизанных, высокобюджетных фильмов. Словно кто-то прорубил окно в другую реальность и через какое-то время уже сложно сказать, это вы заглядываете туда или же этот потусторонний мир окружил вас со всех сторон.
Творчеству Мериге вообще свойственна увлеченность эзотерикой, тайными символами и прочими оккультными делами. «Begotten» многогранен, и не только благодаря своей картинке. Фильм наполняют символы, которые всегда можно интерпретировать по-разному. Убивающий себя Бог, вылезающая из-под него Мать Земля и ее страдающий сын, конечно, прежде всего, навевают мысли о язычестве и христианстве, которые здесь сильно переплетены. Темы жертвы и страданий, рождения и смерти, зацикленности всего сущего наполняют каждый кадр «Порожденного». Но также это фильм о кинематографической реальности и ее связи с нашим миром (к этой теме Мериге вернется позже в «Тени Вампира»). И о художнике, творце отдающем себя на растерзание и муки ради рождения чего-то прекрасного. И еще много о чем, каждый найдет там что-то свое.
Но этот фильм лучше воспринимать не разумом, а сердцем. Отдайтесь своему подсознанию и образам, которые извлечет из него «Begotten»… если конечно не побоитесь:)


Э. Елиас Мериге создал настоящий шедевр, стоящий особняком вообще от всего кинематографа, фильм, обреченный носить звание культа. И как и большая часть культовых фильмов, этот прошел через трудную историю создания. Нехватка средств, техники и вообще всего заставляла Мериге идти на любые ухищрения. Он ходил по разным студиям, по большому счету прося отдать ему ненужные детали и аппараты, чтобы собрать свое «волшебное» устройство. Также он выполнял за половину оплаты работы по спецэффектам или операторскую работу. Эти деньги пошли на озвучивание «Begotten».
Большая часть съемок фильма прошла в строящемся парке в Нью-Джерси. Это ничего не стоило Мериге. Более того строители были так милы, что притащили на требуемую режиссеру локацию небольшую гору:) В общем настоящее творчество иногда создает настоящую магию. И магию эту почувствует любой, кто прикоснется к этому произведению, не побоюсь этого слова, искусства.
Конечно кому-то «Begotten» покажется отвратительным, низкопробным трэшем, кому-то страшным и безумным хоррором, снятым наркоманом. Но я уверен, что после просмотра никто не остался и не останется безразличным. Из тех немногих, кто его видел разумеется.


Итог: культ, выходящий за границы нашей реальности. Но особо впечатлительным я бы его советовать не стал.

P.S. или Пара интересных фактов о фильме

1. Э. Елиас Мериге помимо всего прочего, является режиссером клипа Мэрлина Мэнсона на песню Cryptorchid. В клипе использованы кадры из "Порожденного". Надо сказать отлично сочетаются!
2. Финальная сцена с пробивающимися из земли цветами была снята в большом террариуме, так сказать в живую. И вообще в фильме полностью отсутствует компьютерная обработка. Это вам не сами знаете что:)   

Комментарии

  1. а режут себя тоже сами?

    ОтветитьУдалить
  2. в смысле? режут ли себя по настоящему актеры этого фильма? :) кэп подсказывает, что скорее всего нет.

    ОтветитьУдалить
  3. ... попробуйте скопировати отседова текст и вы сразу поймёте как кино то снималось)

    ОтветитьУдалить
  4. Отличный фильм.А ещё лучше был сделан трейлер группы Silencer на этот фильм, чем собственно говоря произвело очень сильное впечатление.Спасибо режиссёру 5+ ему)

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)