Рецензия: "Аватар" Джеймса Кэмерона (2009)

 Морпех-инвалид будущего Джейк Салли ложится во что-то напоминающее солярий и его разум переноситься в аватара – трехметрового синего гуманоида. Ему предстоит свыкнуться с новым телом, а зрителям предстоит свыкнуться с очками для 3d, стандартизированными, а потому не особо удобными. Похоже, скоро каждый уважающий себя блокбастер будет выходить именно в этом формате. Кэмерон всегда шел впереди тенденций, бомбардируя своим влиянием всех окружающих, и зрителей и режиссеров. Даже перерабатывая чужие идеи, он всегда был верен своему узнаваемому стилю, которого у него было не занимать. За это мы его и любим, верно? Но будет ли правильным пойти по пути, который он не проложил, протаранил своим долгостроем? Вопрос не риторический.
О проекте я узнал примерно с началом рекламной кампании, то есть с постера и смотрящего с него синего кошкоподобного лица. Дальше был тизер, трейлер и наконец, пятнадцатиминутный футадж. Все это было отсмотрено и пересмотрено. Синие человечки, красочные джунгли, лыбящийся Уорнингтон и пафос, срубающий даже с коротенького ролика. Все это вызывало смутную тревогу вперемешку с каким-то детским восторгом. Но второго было гораздо меньше, видимо сказывается возраст…


(Not so) new world.

Нам обещали не просто новый мир, настоящую вселенную. Но все что мы видим в течение двух с половиной часов, сойдя с корабля на планету Пандора вместе с протагонистом – сотню видов растений, десяток зверушек и, конечно же, аборигенов. У них две ноги, две руки. Они ездят на лошадях, поклоняются богине природы, влюбляются, воюют и хоронят умерших и если бы не цвет кожи, то жить им в американских индейских резервациях. Аналогия настолько явная, что ее кажется никто и не пытается скрыть. И даже если вы ничего не слышали о Покахонтас и «Танцах с волками», то уж «Последнего Самурая» скорее всего застали. Так вот сюжет «Самурая», за вычетом собственно самой возни с синими телами только что не дословно перенесен Кэмероном в свой сценарий. Специально или нет, видел ли он «индейских» предшественников или нет? Все это не так важно, важно другое. Печальный факт – сюжету, зревшему в столе автора пятнадцать долгих лет удивить нас нечем.



И я тебя вижу.

От сюжета как это принято в фильмах с бюджетом в 230 миллионов долларов (или 500?) отвлекает картинка. Ну что тут сказать, работа специалистов по спецэффектам всех мастей впечатляет. Ландшафты тропической планеты, парящие в воздухе скалы, мимика и движения актеров, идеально перенесенные на их синеньких двойников, а также погони, взрывы, сражения, светлячки и многое другое. Вот нам хвастают светящимися растениями ночной Пандоры, реалистичной водичкой, а вот уже бесплотный оператор несется за героями на летящих тварях, петляя между скалами. Одна такая сцена сменяет другую. Десяти-, двадцатиминутные аттракционы не наполнены ничем кроме совершенной графики, mocap’а и мастерской (хотя и не особо запоминающейся) операторской работы. Все это конечно впечатляет, но детали начинают забываться, как только вы бросаете волшебные очки в коробку. А было ли волшебство?
Я смотрел фильм в зале RealD. По рассказам на просторах интернета я так понял, это один из лучших по качеству форматов. В Imax 3d больше экран и эффекты круче, но тут качественнее само изображение. Да, картинка яркая и четкая, третье измерение в тему и ненавязчивое. А вообще вся эта истерия с 3d довольно смешна, оно оказалось простым, хоть и эффектным бонусом к старому доброму серебряному экрану.


Детям до 13.

Экшен периодически затихает, уступая место не таким впечатляющим сюжетным перипетиям. К середине фильма уже тяжело отделаться от впечатления, что ты пришел на диснеевскую сказку. Но еще задолго до финальных титров я понял, что ошибся. Этот фильм не был снят для двенадцатилетних. Он был снят двенадцатилетним! Да, именно так. Этот масштабный, сврехкрупнобюджетный фильм, фильм написанный и снятый автором Терминатора и Чужих, этот фильм наивен как девственник в борделе. Кэмерон с таким нажимом, на полном серьезе рассказывает старую историю, что всей душой хочется в нее верить. Но верить сложновато. Вот плохие корпорации и военные хотят уничтожить хороших аборигенов за презренное золото. Вот главный герой с проницательностью младенца вдруг понимает: «Я был не прав!». Вот воевал он, воевал на Земле, стирал видимо с лица этой самой Земли всяких дикарей, а тут взял и прозрел. Правда есть объяснение. Он влюбился! Да и как тут не влюбиться – синяя, стройная, полуголая, ушки торчком – в общем, мечта шко… десантника. И дело даже не в самом сюжете, не в том, что происходит, а в том, как это показано.
Тот же «Последний самурай», тоже не самое глубокое в мире кино, но оно хотя бы снято с позиции взрослого человека и затрагивает боле менее небанальные вопросы. Ты начинаешь думать о всяких вещах типа чести, свободы и так далее. А о чем думать на «Аватаре»? Что убивать мирных жителей плохо? Что природу надо беречь?
Детский дух еще более усиливается отношениями между персонажами. Местная девушка сначала называет Джейка ребенком, потом младенцем. Потом он просыпается на базе, только для того чтобы его накормила и уложила спать Сигурни Уивер. Спасибо что хоть грудью не стала кормить, вот это было бы действительно not for children!


Афишы с надписью «от режиссера Титаника» не врали. «Аватар» действительно ближе всего к этой любовной истории на фоне спецэффектов, чем к «Терминаторам». И мне не хочется верить, что все это сделано из холодного маркетинг-расчета. Настолько искренне Кэмерон хочет вышибить слезу почти всей второй половиной фильма. Гибнущее гигантское дерево, умирающие в сло-мо аборигены и горящие лошадки. Но все, что есть в этом фильме: поступки, мотивы, реакции и диалоги персонажей описываются только одним словом – наивность.
Эх, если бы мне было лет 12-13, я бы еще долго сидел под впечатлением, в кресле кинотеатра. Может я и не заметил бы всех цитат из предыдущих фильмов Кэмерна, но и банального пафоса диалогов, пересказанной в сотый раз истории и полного отсутствия реализма тоже бы не увидел. Что мы имеем в итоге? По поводу картинки уже все было сказано, а вопросы, поднимаемые в фильме, действительно будут интересны лишь детям-подросткам. Первая любовь, отношение с родителями, война, хорошие и плохие. Все это не вызывает раздражения. На любом другом фильме, с любым другим режиссером, я бы плевался все два с половиной часа и ушел разочарованным. Но «Аватар» вызывает скорее улыбку умиления. Мол, могут же люди, разменяв шестой десяток, так видеть жизнь!

Вне оценок, вообще вне добра и зла.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)