Рецензия: The Texas Chain Saw Massacre (1974)



Техасская Резня Бензопилой 

Начало 70-х годов, Соединенные Штаты Америки. Одна часть молодежи погибала во Вьетнаме, другая протестовала, экспериментируя с разными интересными препаратами, а над всем этим нависала Страшная Красная Угроза. Мейенстримовый Голливуд продолжал размазывать старые добрые семейные ценности толстым приторным слоем, но рано или поздно безумие окружающего мира должно было прорваться и хлынуть на обывателей. Не в последнюю очередь это произошло благодаря независимому американскому кинематографу.
Тоби Хупер – начинающий кинематографист, студент Техасского Университета, мечтающий прорваться в Голливуд. А для этого было необходимо создать фильм в каком-нибудь популярном тогда жанре. Хупер выбрал жанр ужасов, достаточно прибыльный и востребованный. Впрочем, молодое дарование не собиралось идти по проторенным путям.
Сложно утверждать наверняка из чего именно родилась идея этого фильма. Этот вопрос (как надо сказать и многие другие) в истории создания «Резни» полон противоречий. Причем иногда это противоречия в словах одного и того же человека, что уж говорить о рассказах разных участников событий. Так или иначе, мною было отсмотрено (помимо естественно самого фильма) две документалки и «Резня» с закадровыми комментариями. И ту историю, что я из них узнал, можно было бы без преувеличения назвать «Адом, созданным в аду»…



Позиционируемая как основанная на реальных событиях, история из «Резни» действительно имеет кое какие корни в реальном мире. Речь идет о маньяке Эде Гине, рассказами о котором пугали еще юного Тоби. Одержимый покойной матерью Гин раскапывал могилы, кушал тела, делал абажуры из кожи и успел убить несколько человек до того как его поймали. Также есть сведения, что он сам носил человеческую кожу, снятую с трупов. Помимо таких историй Тоби видел немало отклонений и в окружающих его семьях. Как говаривал Мэрлин Мэнсон: «Не все так ладно в американских подвалах, как кажется»:) Одним из первых кинематографистов, пошедших в этом направлении был Джордж Ромеро. В его культовой «Ночи живых мертвецов» хоть и действовали зомби, но также содержалось немало социального подтекста. Уж очень ожившие там мертвецы напоминали живых людей. Следующим шагом был «Последний дом слева» Крэйвена, уже полностью избавившийся от выдуманных чудовищ и сменивший их на вполне реальных. 
Тоби тоже хотел снять фильм максимально правдоподобный и при этом до жути страшный. В «Резне» вы не увидите инопланетян, оборотней, вампиров, да и зомби там тоже нет. В то время многие поняли, что хоррор выглядит гораздо более впечатляюще, если ты думаешь: «А ведь все это могло и может происходить где-то неподалеку!». Хупер сам хоть и вырос в Техасе, не особо любил выезжать из большого города. Именно поэтому автор выбирает местом действия южную деревенскую глушь, где, как теперь известно, может произойти все что угодно:) 


История, рассказанная в фильме, проста как палка и не изобилует сюжетными поворотами. Пятеро молодых людей приезжают в сельскую местность, чтобы навестить могилу на кладбище, которое атаковали вандалы. Им необходим бензин и они заходят в ближайший дом за помощью. Горючего они как вы уже догадываетесь не получат, а получат вместо этого жестокие убийства и мучения от местной абсолютно безумной семейки. Собственно все:)
Отчасти из-за простоты истории, ставшей впоследствии каноном жанра (молодые люди в глуши встречают маньяка), этот фильм считается чуть ли не основателем всех слэшеров. Хотя на самом деле он является им лишь отчасти. Точнее акценты здесь расставлены совсем по-другому и на других вещах. Классический слэшер состоит из нагнетаемого напряжения, готовящего вас к каждому «мясному» эпизоду. В таких фильмах важна динамика, оригинальность убийств, ну и количество красной жидкости и отрезанных конечностей, само собой, тоже должно зашкаливать. В «Резне» же всего этого почти нет.
Напряжение, конечно, растет, причем весь фильм. Но убийства происходят без всякого ритма. А первое из них по праву признано одним из самых неожиданных. Не скажу на какой минуте (но далеко не в начале) ни с того ни с сего просто бах! И парень уже лежит с пробитой головой на полу, а его трясущееся в конвульсиях тело (оригинальная на то время идея Хупера) затаскивает вглубь дома здоровяк в маске из человеческого лица. Звуки визжащих свиней, как и необычная дверь, намекают на скотобойню (ее даже в начале покажут). Примечательно, что в лучших традициях Хичкока вы не видите как жертвам наносятся раны, но как утверждали многие зрители после просмотра, им казалось, что они это видят, настолько мастерски все было сделано. При этом кровь в фильме есть, но не сказать, чтобы очень много, особенно в сравнении с современными слэшерами.


Так что же так отличает «Техасскую Резню» от всех ее продолжателей и подражателей? Прежде всего, какой-то дух настоящего творчества, витающий во всех сценах, декорациях и главное актерской отдаче. Фильм погружает в безумие, но очень по-своему. То, что в других хоррорах выставляется напоказ, здесь не так важно. Так одна из самых давящих на психику сцен – ужин – не изобилует натуралистичной жестокостью, зато лиц актеров вполне хватает, чтобы вам стало не по себе. А уж стоит вам узнать, как все это создавалось, и вы понимаете, что сейчас так кино уже не снимают. На коленке (в данном случае ободранной), но зато с душой!
Фильм был снят в Техасе. Температура в 35 градусов на улице, в фургоне и в том самом доме доходила до всех 45-ти. Еще больше ситуацию усугубляли запахи костей и трупов собак и кошек (настоящих!), составлявшие декор дома чудного семейства. По рассказам актеров кто-нибудь то и дело выбегал на улицу, чтобы подышать или даже поблевать:) Ответственная за грим Дороти Пирл впрыскивала в мертвых зверушек формальдегид для сохранности и случайно, проколов ногу собаке насквозь, вколола порцию в свою. Рабочий день в пиковый момент съемок достигал 27 часов, то есть работали больше суток и даже так превысили запланированное время съемок вдвое. Ни большим бюджетом, ни большими сроками Хупппер не располагал, и многое импровизировалось на ходу. Например, дохлый опоссум в начале мог бы быть собакой и даже лошадью. Никаких каскадеров тоже не было. Все, что вы видите на экране, происходило в реальности и за вычетом нескольких монтажных трюков вообще без спецэффектов! Самые опасные сцены также снимались с «handmade» страховкой. Например, девушка на крюке висела на чулках, а в сцене падения пилы на ногу, актера защищала металлическая пластинка с куском мяса. Мэрилин Бёрнс игравшая выжившую девушку (тоже будущий шаблон) сама прыгала из окон. Ее били метлой, царапали ветками, затыкали рот грязной тряпкой, резали палец и роняли на пол. В сцене, где она прибегает на заправку, спасаясь от Кожаного Лица, порванная одежда и кровь – не грим. Кстати бензопила Кожаного Лица самая настоящая и во многих сценах работала в непосредственной близости от жертв:)


Невероятная измотанность актеров доводила их до полубессознательного состояния, в котором они по собственному признанию уже переставали понимать грань между собой и своими персонажами. Что особенно отлично видно в запредельно шизофренической сцене ужина.       
Нехватка приборов освещения и другие ограничения родили множество интереснейших сцен, снятых самыми необычными способами. Например, задумка оператора, лечь на низкую платформу так чтобы дом рос в кадре, реализовалась вопреки желанию продюсеров. Но несмотря, а скорее благодаря всем мытарствам фильм получился. И получился он невероятно смелым, атмосферным и сильным по воздействию, особенно на аудиторию 70-х. Сейчас во многих сценах «Резни» легко различимы черный юморок и даже социальная и политическая сатира, но тогда большая часть зрителей их не видела и воспринимала все на полном серьезе. Даже фразу, что, мол, все это основано на реальных событиях. Тот факт, что фильм начали снимать почти во время, указанное как дата «реальных» событий никого не напряг:)
Все в этом фильме, и съемочная группа и актеры, выкладывались по полной, несмотря на то, что многие ввязались в съемки из-за финансовых проблем, чтобы заработать хоть пару сотен. Никто, включая самих создателей, даже не представлял, что этот фильм может иметь какой-то коммерческий успех. Каково же было их удивление когда «Резня» прогремела по стране, собирая миллионы долларов и это при бюджете в 80 тысяч! К сожалению, авторам фильма почти ничего не досталось, из-за мафии, державшей компанию-прокатчика и проблем с авторскими правами. Но зато они, сами того не подозревая, принимали участие в рождении настоящего культа и классики фильмов ужасов. 


Этот фильм не устаревает и если вы настоящий фанат хоррора, да и кино вообще, вам просто необходимо посмотреть оригинальную «Техасскую Резню Бензопилой» (которая, разумеется, породила кучу сиквелов и ремейков). Уверен, вы пополните постоянно растущую армию ее поклонников!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)