Рецензия: "Земля Ван Димена" (Van Diemen's Land) (2009)


Перед нами еще один мрачный фильм про суровых мужчин, бредущих по неизведанным землям, напоминающий "Valhalla Rising". Только здесь речь идет не о средневековых викингах, а о британских преступниках, сбежавших в 1822 году из отдаленной колонии в Тасмании (тогда Зелмя Ван Димена).

Начало очень многообещающее. Семеро заключенных, фактически рабов, по колено в воде и грязи рубят деревья. Воспользовавшись моментом они скручивают надсмотрщика и пытаются убежать. Но подступ к лодке перекрывают солдаты и беглым каторжникам приходится углубиться в глухие джунгле-лесо-горы (речь об Австралии так что там есть почти все типы климатических местностей). По началу все от души веселятся новообретенной свободе. Но когда непроходимые чащи все не кончаются и приходят холод и голод, дружеские подъебки сменяются жесткими стычками. Охотится не на кого и встает вопрос, что кушать, который как вы понимаете решается старым добрым каннибализмом.

Увы все, что следует после атмосферной завязки, довольно тоскливо. Беглецы идут, болтают ни о чем с колоритными акцентами, ссорятся, снова идут, херачат друг друга топорами, опять бредут, кушают чьи-нибудь ноги, бредут снова и так до самого конца. В определенный момент авторы отправляют двух персонажей в другую сторону, видимо просто не зная, что с ними со всеми делать.
По началу может показаться, что "Земля Ван Димена" высказывание на тему свободы, которая сама по себя является ценностью не обещающей счастья, или бесполезности существования человеческих особей. Но очень скоро все это куда-то исчезает, уступая месту плохо прописанному роудмуви, разве что вместо дороги - непроходимая. дикая Австралия.
Как и в "Вальгалле" каждый кадр с пейзажными панорамами можно вывешивать на стену, но кажется, что это скорее достоинство небесного ландшафтного дизайнера, чем оператора. Тут можно просто воткнуть камеру в первый попавшийся холм и таинственная панорама, от которой  замирает сердце, готова сама собой.
Снятые простенько и неизобретательно, сцены с героями то и дело прерывает медленно летящая над лесами камера и голос за кадром, произносящий многозначительно расплывчатые фразы вроде: "Голод - это странное молчание" или "четверо безбожных мужчин идут к дьяволу". Все это вместе с религиозными символами живет какой-то своей жизнью и слабо связано с самим сюжетом. В рецензии на "Вальгаллу" я писал, что в фильме нет эстетики, но по сравнению с "Землей" ее там просто завались, в каждом кадре. "Вальгалла" была триллером про возникновение религии среди людей, схожая в чем-то "Черная смерть" - псевдомистическим приключением, в котором религиозная тема была частью сюжета. "Земля Ван Димена" же просто претенциозно аскетичное упражнение, конечно завоевавшее кучу фестивальных наград.

В итоге эта, основанная на реальных событиях, фантазия про реального человека, осужденного за каннибализм, скорее разочарование. Несколько неплохих актеров и своеобразный твист характеров в конце - единственное, что можно записать в плюс. Но без внятного сценария, этого недостаточно, чтобы не заскучать еще на середине, вскорости забыв про этот фильм.    

Кадры под катом:













Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)