Рецензия: Valhalla Rising (2009)


Наконец посмотрел «Valhalla Rising», датского режиссера Николаса Виндинга Рёфна (криминальная трилогия «Пушер» и «Бронсан») с участием другого датчанина Мадса Миккельсена, прославившегося по миру, после роли злодея Ле Шифра в Бонде. Даже трейлер впечатлял мрачной атмосферой и невероятно харизматичным главным героем, обещая как минимум интересное зрелище. Ну что ж, так оно и получилось. 


Сквозь призму засветленных, туманных кадров мы видим немого (ну или не говорящего) одноглазого пленника викингов. Его заставляют участвовать в смертельных поединках с другими рабами, что он с успехом и делает. Натуралистичные, и не особо эстетичные съемки полны средневековой грязи и крови. Минимализм декораций (кроме клетки и костров, только холмистые пейзажи) не показывает малого бюджета и идет скорее на пользу фильму. Здесь нет эпических сражений и пафосных съемок. «Вальгалла» – камерный фильм, берущий другим.


Диалогов (да и вообще речи) здесь минимум. Никакой классической истории из голливудских фильмов. Собственно сюжет почти отсутствует. При этом кино разделено на главы. Но это скорее части некой эмоциональной композиции, чем цельного сюжета. Два главных момента в фильме обозначили сами Рёфн с Миккельсеном в интервью.


Во-первых это близость концепции «Вальгалы» к музыкальному произведению. Сменяющийся ритм с медитативных панорам и молчаливых героев, на динамичные, молниеносные схватки действительно напоминает скорее какое-нибудь мощное классическое произведение, чем шаблонный сторилайн.
Одноглазый, как его называет привязавшийся к нему мальчишка, живущий с викингами, вырывается из плена и примыкает к викингам-христианам, ищущими «новый Иерусалим». Значительную часть фильма они плывут в неизвестность на ладье или продираются через лес, что явно напоминает «Агирре» Вернера Херцога. И так же как испанцы из фильма Херцога, они находят Новый Свет (видимо) с кровожадными и еще более молчаливыми дикарями. 


Здесь проявляется и вторая тема фильма – религиозная. Бывший раб, Одноглазый вскоре становится в глазах воинов то Сатаной, то Мессией. Но автор, кажется, намекает на то, что Одноглазый (как и все остальные) обычный человек. Они то и создают весь ад. Рая же в «Вальгалле» не видно.
Этот фильм со своей довлеющей визуальной и звуковой формой и неприкрытыми религиозными аллюзиями вгоняет зрителя в состояние, близкое к трансу. В кульминационной в этом смысле сцене, ритмичный потусторонний шум перекрывает звуки, сходящий с ума викингов.


В «Вальгалле» нет какой-то морали и с концом библейских образов, заканчивается и фильм, все в том же тумане, что и начался. Это однозначно интересное зрелище и некий опыт художественного восприятия, но очень не советую ждать от этого фильма чего-то более ясного, чем сложно определяемые эмоции загадочных и мрачных звуков древней мелодии.

ЗЫ "Valhalla Rising" - еще один хороший фильм, который видимо не собираются у нас прокатывать. 

Комментарии

  1. Фильм потрясающий.Гипнотический.Нечто большее чем задумывали авторы.История увиденная при помощи машины времени. Прекрасная рецензия.Спасибо.Надоело читать мудаков пишуших о рыболовном крючке когда явно виден наконечник стрелы. Это больше чем фильм.

    ОтветитьУдалить
  2. Красивые кадры, но такой скучный мутняк

    ОтветитьУдалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)