Рецензия: "The Sunset Limited" (2011)


Посмотрел телевизионную экранизацию спектакля Кормака МакКарти (Старикам тут не место, Дорога) "The Sunset Limited", поставленную Томми Ли Джонсом.


Это история о разочаровавшимся в жизни белом профессоре (Томми Ли Джонс), который попытался прыгнуть под поезд (Sunset Limited - его название), но был спасен невесть откуда взявшимся черным уборщиком (Сэмуэль Л Джексон). В титрах эти безымянные персонажи так и названы - Черный и Белый:) Черный приводит Белого к себе домой в трущобную квартирку и пытается задержать его разговором. Причем вся  эта завязка происходит за кадром. На протяжении всего фильма два единственных персонажа спорят на разные вечные темы вроде веры,  судьбы, ценности жизни, того, что ждет нас после смерти и тому подобном.


Сэмуэль Л Джексон здесь играет этакую альтернативную версию Джулса из Криминального Чтива. Он тоже пришел к вере при забавно-кровавых обстоятельствах. И, как и предсказывал его кореш Винсент, стал если не бомжом, то бедняком. Он верит что может спасти человека, наставив его на путь веры. Персонаж Джонса, непривычно слабый и уязвимый -  его полная противоположность.    


Театральные истоки бросаются в глаза классическим триединством места, действия и времени. Кроме минутных вступительных кадров с метро, весь фильм герои не выйдут за пределы крохотной квартиры Черного. Зрителя периодически отвлекают перемещением героев (в какой-то момент они занимают хрестоматийную позу психоаналитика и пациента на кушетке),  урбанистическими звуками  за окном, редкими предметами. Но главное конечно же другое. Большая часть сценария состоит из диалогов, в котором есть и сюжет и раскрытие характеров и как бы неожиданные повороты. Не часто увидишь такое в наше время, хотя совсем недавно вышла картина также почти полностью состоящая из разговоров - "Социальная сеть". Но если у  Финчера и Соркина получился динамичный, но довольно пустой разговорный боевик, то у МакКарти - трагикомедия.  Что касается смысловой наполненности то к экранизациям МакКарти у меня двойственное отношение. "Дорога" обладала атмосферой и характером, но у фильма не было стержня, под стильной картинкой чувствовалась пустота. Что же касается "Стариков", то там больше всего чувствовались конечно Коэны.


"Ограниченный закат" тоже очень МакКартивское произведение. С харАктерными персонажами, интересным языком и авторским послевкусием мрачной обреченности. Оба актера здесь выложились по полной, хотя Джонс все же сильнее так как вышел из привычного амплуа, Джексон же, как впрочем и всегда, привносит в роль свое жесткое обаяние. Это фильм с умными и интересными персонажами. Но они не доведены до конца, как и то, что они говорят Всем известные истины открываются кажется только героям, но не зрителю. Слоган фильма говорит, что нельзя делить все на белое и черное, но сама лента иллюстрирует как раз противоположный подход. Сколько бы мы ни сталкивались со стеной мира, который не соответствует нашему о нем представлению, все равно будем упрямо биться о нее головой, уверенные в своей правоте. Все это "усугубляется" мистическо-религиозными аллюзиями. Не раскрывая деталей, скажу лишь, что персонажи как и вся их дискуссия напоминает о других персонажах из той самой Библии:)    


Как и "Дорога", "The Sunset Limited" скорее радует уровнем исполнения и кинематографической "олдскульностью", чем удивляет глубиной. И все же советую посмотреть хотя бы ради актеров.   

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)