Рецензия: "Королевство полной луны" (Moonrise Kingdom) (2012)

 
О детях для взрослых/О взрослых для детей

Наконец выбрался в кинотеатр на новый фильм Уэса Андерсона, который после действительно бесподобного мистера Фокса, пропускать было нельзя. Хотел сходить еще на премьеру, но... в общем, отмазок не придумал:)
"Королевство" - это история про мальчика-очкарика (Джаред Гилман), курящего трубку, который на библейском спектакле влюбился в девочку (Кара Хэйуорд), наряженную черной вороной. Она дерется с родственниками и одноклассницами, а он сирота и не ладит с мальчишками из лагеря скаутов. Они ведут переписку, собирают все самое необходимое (магнитофон, книги, котенка) и сбегают. Она от апатичного папаши (Билл Мюррей) и мамаши с громкоговорителем (Фрэнсис МакДорманд), крутящей роман с единственным местным полицейским (печальный Брюс Уилис). А он от агрессивных сверстников и непутевого вожатого (Эдвард Нортон). Вместе они скрываются в лесу, но к несчастью место действия фильма - маленький остров в игрушечном мирке, из которого чертовски тяжело выбраться... 

Автор переключился с кукол на живых людей, пусть и обитающих все в том же кукольном мире (естественно в 60-ых), и ожидаемо стал более прямолинеен и в идейном, и кинематографическом плане.
Бедный выжатый лагеря скаутов, которому тотально не везет в нелегком деле - не позволять детям делать все то, что они делают, - обнаруживает пропажу одного мальчика. Его палатка застегнута изнутри, а внутри пусто. Как же он сбежал? Ну разумеется через дыру в стене, даром что здесь ее закрывает карта, а не фото Риты Хэйуорт. Подобными ироническими цитатами пестрит вся картина. Впрочем Андерсон заметно расширил кинематографические рамки своего стиля. Пролеты по "кукольным" декорациям, здесь чередуются с неровной камерой, бегущей за подростками по холмам и лесам. А в лесу героев встречают злобные мальчишки, сошедшие со страниц "Повелителя мух". В "Королевстве", подобно самому процессу взросления, трогательное и уморительное, резко прерывается травмами, печалью и поисками первых ростков сексуальности. Зрители же, кажется, едва успевают переключаться с карикатурной комедии на отсылки к Голдингу и Голубой Лагуне.

"Королевство полной луны" - смесь из фирменного Андерсоновского перфоманса и невеселых размышлений о пути человека в этом мире. Уморительные приключения подростков контрастируют с проблемами у взрослых, которые ничему не учатся. Пространство между кроватей разделяет старых супругов так же как отделяет их от детей и от тех, кем они сами были в детстве. Мир взрослых по Андресону так же нелеп, глуп и полон неудач, как и мир детей, который они только начали познавать со свойственным в этом возрасте фатализмом.
Это карикатура на нашу жизнь и в то же время визуализация того мира, куда могут уходить дети и уже не способны выросшие. Об этом же не так давно был отличный фильм Спайка Джонзи "Там, где живут чудовища". Только у Джонзи происходящее было показано глазами ребенка, а у Андерсона это взгляд снаружи этакого тронутого кукольника. Возможно кому-то этот фильм покажется местами слишком прямолинейным или искусственно сконструированным, но на самом деле он честный и добрый.
В конце "Королевства" всех спасает Брюсс Уиллис (скажите Yippie-Kai-Yay Motherfuker!), злая Тильда Свинтон побеждена, к головам родителей прибавилась пара седых волос, но не мудрости, первая любовь для главных героев пока еще не растворилась в прошлом и всё идет своим ходом.

Все мы живем в маленьком игрушечном мирке, играя в нем всё те же трагикомичные стереотипные роли. Будто мы - куклы, и нами размахивают двое детей, сидящих вокруг песочницы. А потом им надоест играть и они оставят нас лежать рядом, неподвижных и опустошенных... черт, мне нужно выпить!

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)