Рецензия: «Там, где живут чудовища» (Where the Wild Things Are) (2009)


There's one in all of us

Вышедшая в 1963-году иллюстрированная книжка для детей Мориса Сендака «Where the Wild Things Are», поначалу не была принята ни критиками, ни библиотеками (напомню, речь идет о «догугловской» эпохе). Впрочем, спустя несколько лет она получила заслуженное признание и популярность, став кажется культовой в Америке. С тех пор ее переносили в мультипликацию, оперу, театральное представление. В 2009 году вышел полнометражный фильм, задуманный еще в 90-х. Сложно сказать, что бы из этой экранизации получилось у любого другого режиссера, но Спайк Джонзи, снявший «Быть Джоном Малковичем» и «Адаптацию» Чарли Кауфмана, создал невероятное произведение. Очень сложное и очень простое одновременно.


Это кино про мальчика Макса, но также оно конечно и про всех детей вообще. Радость и грусть, приключения и одиночество, злоба и нежность сменяют друг друга со скоростью доступной только детскому сердцу.
Макс обижен тем, что старшая сестра не защитила его от своих друзей, а мама проводит время с ухажером. Его фантазии слишком яркие чтобы не поделиться ими с кем-то. К сожалению накопившаяся в Максе энергия выходит не самым приятным образом. Укусив маму за плечо, мальчик в забавном «собачьем» костюме в истерике убегает прочь. Прочь от ревности и непонимания. Он продирается сквозь кусты где-то на задворках одноэтажного спального района и попадает… в мир своих фантазий.
Джонзи погружает зрителя в экзистенциальное путешествие ребенка. С одной стороны честное и все построенное на детской рефлексии, а с другой скрывающее за каждым событием или словом аллюзии на тот мир, из которого сбежал Макс. На мир, знакомый нам всем.

Мальчик встречает в лесу чудищ. Огромные, мохнатые со звериными чертами лиц, но с очень человеческими чертами характеров. Выполненные в виде костюмов, а не компьютерной графики (она использована только для глаз и ртов), они выглядят ненастоящими, но живыми. Конечно в этом сильно помогают голоса актеров. Так, центральный чудище-персонаж достался Гондольфини.
В этих существах выражаются эмоции, чувства, настроение главного героя. Люди и ситуации, окружающие его в жизни и его реакция на них. Фантазии и мечты, успокаивающие и опасные одновременно. Каждый увидит что-то свое.
Макс объявляет себя их королем. Чудища надевают на него корону, извлеченную из груды костей его предшественников. Так начинается это своеобразное роуд муви – метафорическое путешествие, наполненное странными образами. Есть там и красочно снятые безумные игры, беготня и прыжки, показанные в ролике, но вовсе не это главное в «Чудовищах».
Главное это то, как правдоподобно здесь показаны переживания порой жестокой и неприветливой реальности в детских фантазиях. Это кино о взрослении в таком мире и попытке познать его законы. Макс сталкивается с тем, что даже пытаясь сделать как лучше, ты можешь получить плачевный результат.

Джонзи не дает ответов на все возрастающий ком вопросов, но поражает точностью передачи детской психологии. В этом кроется неоднозначность этой ленты. Будучи отличным фильмом про детей, «Там, где живут чудовища» не является фильмом для детей. По крайней мере я думаю не каждый родитель решиться показать ребенку этот иногда мрачный и жесткий фильм. Да что уж там, не каждый взрослый человек поймет это произведение, хотя бы наполовину. 

Впрочем если ваш ребенок не самый впечатлительный в мире, но вы хотите показать ему что-то одновременно серьезное и увлекательное, то этот фильм хороший выбор.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)