Хоррор Дайджест: 2008

Вступление

"Хоррор дайджест" – это описания всех более менее заметных фильмов ужасов, которые я посмотрел и что не менее важно еще помню об этом, разбитые по годам. Конечно же этот список не претендует на сколько-нибудь абсолютную полноту. «Дайджест» – это всего лишь список запомнившихся мне хорроров за последние 10 лет. Большую часть я считаю достаточно качественными и талантливыми, чтобы порекомендовать их вам. В некоторых случаях мне просто вспомнился фильм, не самый выдающийся, но чем-то отличившийся (например известным актером). Некоторые фильмы в этом списке являются не чистым хоррором по жанру, но тем не менее этот элемент в них достаточно силен, чтобы включить фильмы в дайджест. Какие-то ленты я буду упоминать кратко, какие-то более подробно, а о некоторых я уже писал.
Почему такой формат? Ну про некоторые фильмы я не вижу смысла накатывать целые рецензии, с другой стороны хочется поделиться с вами впечатлениями. Да и жанр ужасов изначально должен был стать одной из основных тем в этом блоге. Кроме того помимо непосредственно рассказа о конкретных картинах будут и более общие рассуждения. 
Итак, хотите ознакомиться с хоррорами двадцать первого века? Тогда вам вперед!
  

С вашего позволения (или без него) начну не по порядку, с 2008-го. Почему именно с него? Все просто, 2008-ой - самый урожайный год на хорроры в новой волне фильмов ужасов. После относительного затишья в конце 90-х, начале 2000-х, когда большая часть жанрового кино представляла собой сильно промейнстримовые фильмы с изрядной долей боевиков или мелодрам, количество и что важнее качество хорроров вновь обрело силу 80-х, 70-х. Конечно в другие годы тоже вышло немало отличных картин, но 2008-ой однозначно стал пиковым.


В этот обзор попали фильмы: "Впусти меня", "Райское озеро", "Незнакомцы", "Полуночный экспресс", "100 футов", "Зеркала", "Отражение", "Руины", "Мученицы", "Заноза", "Мертвячка", "Монстро". 



А начнем пожалуй с "Впусти меня" (Let the Right One In). Думаю не будет преувеличением назвать этот фильм одним из заметнейших событий года, выходящим далеко за рамки жанра. "Впусти меня" - это экранизация книги про шведского мальчика, подружившегося с девочкой-вампиром. Впрочем и дружбу и половую принадлежность этого существа стоит взять в кавычки. Несмотря на смягчение или исключение из фильма некоторых жестких моментов романа, "Впусти меня" получился полностью самостоятельным шедевром. Холодные и четкие декорации маленького городка в которых происходят кровавые убийства, кажется были созданы для такого рода фильмов. А ненормальные отношения ребенка и существа, чьи мотивы становятся ясны постепенно, полны скрытого сексуального подтекста. Все это создает сильнейшее напряжение, получающее разрядку в редких сценах кровавой расправы и в концовке фильма, в которой мы понимаем, какая судьба уготована всем "друзьям" вампиров.
"Впусти меня" вызвал такую шумиху, что права на ремейк, который должен вот вот выйти, сразу же купили в Голливуде. Не знаю конечно что там у них получится, думаю в лучшем случае хорошая копия. Так или иначе советую всем посмотреть этот выдающийся фильм, если вы еще не. 

Перейдем к более жанровому кино. "Райское озеро" (Eden Lake) - британский продолжатель традиций ультрареалистичных американских хоррроров 70-х. Здесь нет мистики, а единственное зло - обычные люди. Молодая пара (Келли Райлли и Майкл Фассбендер) приехавшая отдохнуть на озеро сталкивается с местными молодым быдлом. Невинные шалости постепенно превращаются в жестокую охоту на "вторженцев". Классический мотив глуши, в которой главные герои совсем одни против агрессии и помощи ждать неоткуда, в конце фильма вдруг взрывается неожиданным социальным выкриком. Без лишних философствований авторы убедительно (даже слишком) и очень правдоподобно демонстрируют нам иллюстрацию старой поговорки "яблоко от яблони".
Но помимо мрачного посыла "Райское озеро" еще и просто великолепно снятый триллер, держащий в напряжении до самого конца. Он заставляет сопереживать персонажам и мастерски дергает за нервы. Явный кандидат на лучший хоррор года. 

Явный, но не единственный. "Незнакомцы" (The Strangers) - еще один олдскульный фильм ужасов. Но если "Райское озеро" был им по форме, то "Незнакомцы" по содержанию восходят к традициям фильмов о ничем не мотивированном насилии а-ля "Техасская Резня" или "Попутчик", что автоматически делает антагонистов максимально жуткими. Пара на грани разрыва, оказывается вдруг очень сильно сплочена непонятными терроризирующими их людьми, которые окружили дом героев. Саспенс набирает обороты почти от начала и до конца этого триллера про запертых в небольшом пространстве героев, которые пытаются выжить и выбраться оттуда. Кульминациоанная сцена - семейка убийц (явный намек на Мэнсонов, как и титры о реальных событиях) снимает с головы маски и хотя их лиц нам так и не показывают, мы понимаем, что это обычные люди. "Почему вы это делаете ?" - спрашивает героиня Лив Тайлер (которую кстати редко увидишь не только в хоррорах, но и вообще на экране). "Потому что вы были дома" - следует бессмысленный ответ.
В "Незнакомцах" хорошо все, от ничего не символизирующих масок маньяков до звукового оформления. Как это обычно бывает, при всей своей мощи, картину сильно недооценили.  

Гораздо менее выдающийся, но все же интересный фильм - "Полуночный экспресс", а на самом деле Полуночный Мясной Поезд (The Midnight Meat Train). Сюжет такой: фотограф-репортер (Брэдли Купер) рыскает по ночному городу в поисках смачного материала, и на свою жопу беду конечно его находит.  Дело в том, что в метро по последней электричке  бродит Винни Джонс (что как вы понимаете уже само по себе страшно) и мочит припозднившихся граждан молотком, а потом вешает на крюках. Авторы старательно и даже слишком пытаются закрутить сюжет, в итоге из всего фильма мне в основном запомнились начало и конец. В середине журналист и его подруга следят за маньяком, бегают по городу и под конец попадают в тот самый поезд, чтобы узнать, прямо таки лавкрафтовскую подоплеку всего происходящего. 
Основная проблема фильма - создатели так старались сделать что-то "мегамрачное" и "суперкровавое", что в итоге у них вышел "взрослый" комикс для мальчишек. Все происходящее воспринимается скорее как палп фикшен, чем как что-то серьезное (смотри фильмы выше). Вылетающие глаза и всякие мерзкие детали слишком карикатурны, как в общем-то и все в "Поезде". Но это не значит, что кино плохое. Если хотите убить полтора часика то захватите друзей, пиво и уверен фильм оставит положительное впечатление (если вы конечно любите хорроры, как я:).    

Лирическое отступление: Я упомянул, что не помню часть фильма и то, что само кино мне показалось не самым выдающимся. Думается, что это и есть главный критерий оценки любого произведения, чьего-то творчества. Главное испытание для фильма - это испытание временем. Некоторые шедевры вы запоминаете очень на долго, даже если видели их лишь единожды, а что-то вылетает из головы сразу после (а иногда и во время) просмотра. Единственная сложность в данном методе: иногда приходится долго ждать, чтобы составить мнение о чем-то:)
Кстати, именно поэтому, я решил не пересматривать никакие из этих фильмов пока пишу дайджест. Хотя кое-какую инфу конечно в инете периодически смотрю (ну там имена актеров, сюжет:)

Но вернемся к нашему леденящему пятки жанру. "100 футов" (100 Feet) - не просто олдскульный хоррор, стилизованный под шедевры былых времен, а прямо таки архаический фильм ужасов. 
Это классическая во всех смыслах история про приведений. Главная героиня (Фамке Янссен) сидит под домашним арестом после отсидки за убийство мужа. Из дома ей выходить нельзя, что очень некстати так как призрак этого самого мужа (герой бэшек 80-х, 90-х Майкл Паре) начинает ее активно допекать. В общем-то это не только завязка, но и весь сюжет. Место действия ограничено старым домом и авторы пытаются налегать на создание напряжения. Получается местами неплохо, но мешает прямо скажем простецкий сценарий и идиотские спецэффекты, которые я бы вообще отсюда убрал. Тем не менее фильм смотрелся достаточно свежо именно благодаря своей "старинности" (каламбур ага). Любителям историй про неупокоенные простыни, трясущие цепями, рекомендую, а вот тем, кому динамика и оригинальность важнее скорее нет.  

Еще один фильм про призраков, на этот раз гораздо более современный, - "Зеркала" (Mirrors). Скажу сразу фильм не произвел на меня почти никакого впечатления, однако не упомянуть его было нельзя, из-за парочки громких имен. Ведь режиссер этого хоррора сильно распиареный Александр Ажа, а главную роль исполнил Кифер Сазерленд.
Французский любитель фильмов ужасов Ажа снял по моему только один приличный фильм - ремейк Крейвеновского "У холмов есть глаза". Все остальное у него какое-то недоделанное и особого таланта я не заметил. Но все возрастающий поток зрителей, прущих на его фильмы в кинотеатры, видимо со мной не согласны.
Что касается исполнителя главной роли, то Сазерленд пришел на съемки кажется не только не выходя из образа Джека Бауэра из сериала "24", но даже с тем же пистолетом. Играет Сазерленд младший (хотя играть такому актеру здесь особо нечего) уволенного за жестокость (сюрприз) и спивающегося копа. Он устраивается ночным сторожем в сгоревший универмаг "Мэйфлауэр". А там разумеется его уже ждут жуткие видения, которые он видит в зеркалах. Потусторонний мир конечно будет и более активно влиять на реальную жизнь, в основном чтобы продемонстрировать пару мясных моментов.
Ажа в этот раз явно насмотрелся японских ужастиков. Но в результате, попытавшись скрестить совершенно особый дух японского ужаса с американским триллером, получилось "ни суши, ни мясо". Фильм достаточно колоритен внешне, но пуст по содержанию. Банальный сюжет получил еще более банальную визуализацию. Единственный запоминающийся момент в фильме - по настоящему стильно снятая концовка, в которой не особо много логики, зато выглядит прикольно. 

Авторам французско-британского хоррора "Отражение" он же Разбитое (The Broken) на ту же тему, значительно лучше удалась сюжетная конструкция про "зеркала, которые не то, чем кажутся". В начале режиссер по европейски тонко бьет разбитым ни с того ни с сего зеркалом в сцене ужина. Дурная примета спешит принести беду. Следующая за этим автокатастрофа оказывается для главной героини (Лена Хиди) лишь началом ужаса, который лезет с той стороны зеркал, пока фильм превращается в вариацию совсем иного поджанра, а зрителя ловко уводят  в сторону от неожиданного финала. Но в отличие от прямолинейного фильма Ажа, "Разбитое" расставляет акценты так умело и небанально, что начинает казаться, будто за этим мистическим триллером-пазлом скрывается что-то большее.
Прямо как за вашим зеркалом в ванной. Ведь страшно не то, что оттуда поползет мертвая девочка с длинными волосами, а то, те вопросы, которые задает само явление отражения. Например насколько реально твое представление о себе?   
"Разбитое" - пример того как нужно правильно нагнетать атмосферу. И хотя обязательный красный цвет тоже присутствует, берет фильм совсем не этим.

Устали от психологизма и хотите старый добрый, простой (в хорошем смысле) хоррор? Тогда вам в "Руины" (The Ruins). Здесь эксплуатируют всю ту же, одну из популярнейших фишек в жанре - группа людей закрыта вместе с неким источником опасности.
В данном случае речь идет не о доме, пещере или корабле. Авторы соригинальничали и заперли четырех друзей в казалось бы открытом месте, на верхушке древней индейской пирамиды в джунглях. А уйти им оттуда не дают злобные дикари готовые убить любого, кто опустит ногу со ступеней на землю. Впрочем и атаковать они не спешат. Вскоре выясняется, что местные таким образом приносят белолицых гостей в жертву, надо сказать, довольно необычному (хотя и не самому оригинальному) монстру. Подсказка: смотри на постер:)
Фильм снят "как надо" (то есть с пониманием основ жанра), актеры, которые уже мелькали в хоррорах и не только, тоже справляются на отлично. В общем это совершенно непретенциозный (и кому нужны эти скрытые подтексты:), но мощный фильм ужасов, который очень рекомендован для просмотра всем любителям жанра или просто скучающим.   

А вот теперь немножко претенциозности:) На самом деле в "Мученицах" (Martyrs) ее столько, что можно отгружать бочками и везти на разные фестивали.
Этот нашумевший фильмец я посмотрел уже значительно позже его выхода. Кричащие о чем-то шокирующем зрители и очень противоречивые отзывы сделали свое дело. "Мучениц" можно разбить условно на три части. Всю первую половину меня одолевали сомнения, ибо она представляет из себя достаточно банальный ужастик о вылезающей из под (вставьте предмет мебели) страшной девочке, которая преследует одну из главных героинь. Эта линия заканчивается уже на середине фильма и мы понимаем, что щас будет нечто неожиданное. Оно не заставляет себя ждать и раскручивая один сюжетный виток, французский автор закручивает другой.
Не хочется адски спойлерить, вдруг кто-то еще не видел и захочет, а в этом фильме неожиданные повороты конечно на первом месте, Шьямалан просто отдыхает. Скажу только что вся вторая половина, именно та, благодаря которой выносили  нервных и беременных, представляет собой такой хардкорнейший эксплотейшен. Разница в том, что редко увидишь кино этого жанра снятое с настолько эстетизировано вылизанной картинкой. Камера не отворачивается, а смакует жесткие эпизоды, коих тут хватает. Хотя мне сцена с омовением в ванне замученной жертвы показалась гораздо более дергающей за нервы и тонкой, чем скажем со сдиранием кожи. Но этот фильм состоит в основном из вторых.
Легко понять почему неподготовленный зритель закатывал глазки и с визгом требовал запрещения "Мучениц". Но на самом деле здесь не показывают ничего такого, чего насмотренные зрители уже не видели в эксплуатейшене 70-х. И "Мученицы" легко пополнили бы список самых выдающихся образцов, но все портит концовка фильма, в которой автор вдруг решил пофилософствовать. В данном случае карикатурное "это так ужасно, что мы вам не расскажем" вызывает смех и перечеркивает все старания. В итоге имеем претенциозный, глупый, но круто снятый эксплотейшен, маскирующийся в начале под мейнстримовый ужастик. Можно посмотреть если вы тру хоррорщик, остальным наверное лучше пройти мимо, здоровее будете.  

Зато всем можно смело порекомендовать фильм "Заноза" (Splinter). Авторы этого  бюджетного ужастика умело оперируют жанровыми клише, в итоге демонстрируя неожиданно свежий результат. В "Занозе" смешиваются темы инопланетного вторжения и вируса, превращающего людей в зомби. Та самая заноза неизвестного происхождения превращает все живое в колючих паразитов-убийц. Парочка преступников и просто парочка (все из которых слегка шаблонны, но неплохо сыграны) оказываются запреты на заправке посреди безлюдного шоссе. Что будет происходить дальше можно догадаться, если вы смотрели хотя бы несколько хорроров схожей тематики.
Идеальным "Занозу" не назовешь, но шероховатости сценария и технических моментов сглаживает заметная любовь создателей фильма к тому, что они делают. В итоге в картине полно оригинально поставленных сцен, юмора в тему и вообще всего, что нужно качественному хоррору. Студийным монстрам есть чему поучиться.    

Совершенно оторванный, копеечный и наверно самый оригинальный фильм на некрофильскую тему - "Мертвячка" (Deadgirl). Двое американских подростков прогуливают школу, страдают херней и находят в заброшенной психбольнице труп девушки, прикованный в подвале. Очень скоро девушка начинает активно подавать признаки жизни, но как говорится первое впечатление - самое верное, она - зомби:) Один из хороших мальчиков решает оставить "игрушку" себе в качестве секс рабыни и никому ничего не рассказывать, в то время как другой уходит. Скоро их грязная тайна захватит и других, а поменять уже что-то будет слишком поздно...
Этот  фильм несмотря на внешнюю трэшовость и ряд сцен, которые даже не знаешь к чему отнести (изнасилование зомби:), не про оживших мертвецов, а про живых зомби. Поведение и взгляды на жизнь молодого поколения в "Мертвячке" - почти социальный приговор. Но вряд ли многие разглядят его за толстым слоем чернухи. 

Последний в списке - "Монстро" (Cloverfield), своеобразная переделка Годзиллы, основной фишкой которой стала псевдодокументальная манера съемок. Проблема в том, что когда художественный прием используется, потому что это модно, а не потому что он необходим, ничего путного не получается. В отличие скажем от "Дневников Мертвецов" Ромеро, который срифмовал форму и содержание, трясущаяся любительская камера в "Монстро" - лишь способ срубить денюжек с тенденции без лишних затрат. 
В общем фильм неплохо снят, но удивлять ему нечем. Характерно, что продюсером этой симпотичной пустышки стал наверно самый переоцененный кинематографист современности Джей Джей Абрамс, человек вообще не снявший ничего выдающегося кроме первой серии Лоста. Также показательно, что при бюджете в 30 миллионов фильм собрал по миру 170. И это как бы говорит нам о вкусовом уровне большей части зрителей. Это печально, как и то, что именно режиссер "Монстро" Мэтт Ривз снимает ремейк "Впусти меня".  

Вот такой был год. Многое конечно осталось за кадром. Например очередная серия дойной коровы под названием "Пила", которую я из принципа не смотрю. К тому же жанр сплеттера (смотри Хостел и ту же Пилу) мне тоже мало понятен.
Еще выходил всякий трэш типа "Глаза" с героиней жанра Джесикой Альбой или скажем вторая часть неплохого "Пира", но ее я не видел.
Было еще что-то чего я наверное не вспомнил. Но даже по этому списку, думаю можно сделать вывод о плодотворности хоррормейкеров в 2008-ом.

Дальше у меня в планах идти по убывающей, то есть следующим должен стать дайджест за 2007-ой и так до 2000-го. Рассказ о прошлогодних хоррорах я оставлю напоследок, ибо еще не посмотрел все что хотел, ну а завершим нынешним, 2010-ым годом, в который уже вышло и еще должно выйти много интересного. See you:)

Комментарии

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)