Последний настоящий вестерн.

В честь скорого выхода нового фильма братьев Коэн (мировая премьера 25 декабря), на этот раз в жанре вестерн, решил написать пару слов про ковбойское кино.
Братья прославились сатирическими жанровыми стилизациями разных срезов общества и культуры, будь то кино про юг Америки, отношения еврея с богом или же фильмы 60-ых. Так что скорее всего трейлер (смотри в освоенном мной спойлере:)  как обычно, хитро смонтирован для заманивания в кинотеатры чуть большего количества людей, чем кучка фанатов творчества Коэнов, и дает весьма расплывчатое представление о фильме.

Посмотреть трейлер




Тем не менее по всем внешним признакам "Железная хватка" - тот самый жанр, переживающий сейчас не лучшие времена. При этом в последние годы вышло несколько довольно заметных работ со шляпами, индейцами и кольтами. Но были ли они вестернами?
Перечисленные выше атрибуты вовсе не являются гарантией принадлежности фильма к некогда самому популярному жанру американского кино. Вестерны вышедшие условно после 2000 года принято называть нео-вестернами. Мое мнение: такого понятия просто не существует. Чтобы снять вестерн, настоящий вестерн, недостаточно поместить в фильм ковбоев на лошадях с револьверами. Точно так же как фильм о войне это не стреляющие друг в друга солдаты, а фильм о сексе это не чей-нибудь хуй крупным планом. Чем же вышедшие в этом жанре в последнее время фильмы не удовлетворяют этим требованиям? 


Последняя громкая попытка возвращения американских кинематографистов к корням - "Аппалуза" (2008). Зрителя завлекали экранной парочкой в лице Эда Харриса (он же выступил режиссером) и Вигго Мортенсена, которые уже отжигали в Кронверкской "Истории насилия". К сожалению авторы допустили несколько непростительных промахов. 
Во-первых большая часть сюжета завязана на совершенно несуразном и лишнем персонаже Рене Зельвегер, которая просто по умолчанию не подходит для такого рода историй. Сама по себе романтическая линия в вестерне вполне имеет право на существование, если она правильно вплетена в сюжетное полотно (смотри примеры ниже). Но как бы "сверхсуровый" законотворец, которого играет Харрис, западающий на первую же шлюшку и готовый ради нее на все, это может и жизненно, но мягко говоря неуместно в данной истории. Большая часть конфликта в "Аппалузе" происходит именно из-за этого, вплоть до идиотической концовки, когда герой Мортенсена убирает очередное препятствие на пути любви напарника (временное, ибо девушка готова трахать все выказывающее силу) и уходит в закат, при этом даже на лице Харриса четко видно недоумение. 
Ко всему прочему создателей фильма кажется больше интересует подборка стильных нарядов для персонажей, чем собственно создание атмосферы вестерна. В итоге мы получили мелодраму в декорациях дикого запада. Это наглядно продемонстрировало, что атрибутов вестерна недостаточно для создания фильма в этом жанре.

Вышедший на год раньше ремейк вестерна 50-ых "Поезд на Юму" страдает той же болезнью, просто чуть в другой форме. Здесь нет лишней романтической линии, но фильм просто слишком современен чтобы быть вестерном. Жанр в нем выражен лишь поверхностными формальностями. На самом же деле это недобоевик с плохим сценарием и абсолютным мискастингом. Рассел Кроу недобирает злодейства и откровенно  скучает в роли бандита, а Кристиан Бейл напротив, даже играя положительного персонажа, как всегда похож на серийного маньяка-убийцу. И того: очередной псевдовестерн, забывающийся почти сразу.       

Углубляясь дальше вглубь истории жанра я нашел не много путного, по крайней мере в 2000-ых. Была медитативная инсталляция про Джесси Джеймса с Брэдом Питтом (но это еще в меньшей степени вестерн чем все вышеперечисленное), пару фильмов с Томми Ли Джонсом, "Форт Аламо", неплохой местами "Seraphim Falls", а также наполненный духом вестерна "Это случилось в долине". Всё остальное - невнятные приключенческие фильмы, тупенькие комедии и мелодрамы. Но... есть одно "но":) И имя ему Кевин Костнер.

Человек, с внешностью созданной чтобы играть жителя дикого запада, отличился не только актерскими, но и режиссерскими работами в вестернах. Самой выдающейся из них в 90-ых стало оригинальное эпическое полотно "Танцы с волками" (к нему я еще вернусь). А вот в веке 21-ом Костнер снял пожалуй единственный настоящий вестерн десятилетия, эталонный "Открытый простор".
Костнер сумел соединить множество известных архетипов вроде ковбоя бегущего от кровавого прошлого, терроризирующих городок бандитов или перестрелки на главной улице. Но что гораздо важнее он не пытался подстроить свой фильм под время и в итоге прошел через него как сквозь масло. При просмотре "Простора" вас реально всасывает внутрь атмосфера диких, опасных прерий и харАктерных героев, населяющих мир, созданный авторами. Помимо Костнера тут отличились как всегда великолепный Дювалл и Аннетт Бенинг (развитие отношений с которой полностью вписывается в общую картину).    
«No place to run. No reason to hide.» - это слоган не только данного фильма, но и всего жанра. Именно так, не убегая от своих основ и не маскируясь подо что-то новое, вестерн сможет выжить дальше. Как в общем-то и любое жанровое кино. Но пока что, скорее можно с прискорбием  констатировать отсутствие пульса.

До "Открытого простора" в 90-ых годах вышло немало вестернов, но в основном это было что-то мало вразумительное типа попсовенького "Быстрого и мертвого" или цирка-шапито "Дикий, дикий запад".  Из исключений: пара фильмов про известного персонажа Уайатта Эрпа (один все с тем же Костнером), да "Дикий Билл" Уолтера Хилла (кстати с Джефом Бриджесом, которого мы увидим в "Железной хватке"). upd. посмотрел "Дикого Билла" - хуйня полнейшая:)
Также в середине 90-ых вышло сразу два отличных комедийных вестерна - "Джек Молния" с Крокодилом Данди и Кубой Гудингом и "Маверик" с Мелом Гибсоном. Но это все таки были больше комедии на диком западе, чем вестерны.

И все это отходит далеко на второй план, ибо в 1992 году вышел "Непрощенный" - без всяких обиняков последний великий вестерн живой легенды жанра Клинта Иствуда с ним же в главной роли. Этот оскароносный фильм (а в то время это еще о чем-то говорило) стал последней его работой на тему дикого запада, ведь главный герой как и человек стоящий за ним прощался со зрителем, правда не забыв красиво уйти. И конечно только Иствуд мог проделать такое дважды, не менее эффектно попрощавшись с актерской карьерой вообще, в своем "Гран Торино".
Главный герой "Непрощенного" - собирательный образ всех тех фирменных персонажей Иствуда, на пенсии:) Когда-то страшный убийца, грабитель и пьяница, остепенился благодаря жене. Но жена умерла, а детишек нужно на что-то кормить и вот он отправляется на последнее дело.
И нам конечно покажут и черный юморок, которому Клинт Иствуд научился у Серджио Леоне, и в котором кажется превзошел учителя. И запоминающиеся реплики перед молниеносными схватками. "Непрощенный" - это чистой воды итальянский спагетти-вестерн, с которых начинал Иствуд, и который полностью ассимилировавшийся на американской земле именно благодаря его работам. В лучших традициях жанра в этом фильме нет благородных героев, но слишком уж все персонажи (особенно Джина Хэкмена) харизматичные, чтобы не полюбить их.

Это мрачная, реминисцирующая, и при этом круто возвращающая сурового безымянного героя Иствуда (на этот раз давая ему имя), картина, которая при этом носит конечно развлекательный характер, как и все хорошие вестерны. Вообще создание хорошего жанрового кино - это прежде всего подзабытое многими искусство рассказывать истории. Являясь именно таким рассказчиком, Клинт Иствуд навсегда вписал свое имя в историю жанра вестерн и кинематографа вообще.
Ведь мы знаем - таких вестернов мы больше не увидим.

    

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)