Олдскул наших дней: Мачете, Неудержимые и прочие шалости

Одна из самых заметных кинотенденций последних лет - возвращение к жанровым фильмам 70-х, 80-х, иногда по форме, иногда по содержанию, а когда и по качеству.

"Machete don't text"


Роберт Родригесс - человек вынырнувший из бездны кошмарных детских подделок и тут же нырнувший в другую крайность. Их совместный проект с Тарантино - "Грайндхауз" вышел полностью соответствующим стилистике дешевого трэша 70-х для драйвинов. Настолько соответствующим, что получилась уже не стилизация, а именно тот изначальный мусор. В случае Квентина конечно все вытягивал высокий уровень режиссуры, но все равно это было больше похоже на что-то снятое ради шутки для друзей. Показывать это остальным было по-моему не самой удачной мыслью.
Тарантино, слава богам, наностальгировался и продолжил делать гениальные именно стилизации, вдохновленные видеопрокатными шедеврами, но не превращающиеся в них. С Родригесом же другая история.

Прострелили жопу? Положи под кровать яйцо и с утра будешь как огурчик... точнее кактус.

Чувак всегда был мастером эпизодов-коктейлей из экшена, карикатурного насилия и черного юмора. Но давайте посмотрим правде в глаза - в итоге у него всегда получались скорее нарезки из прикольных (и не очень) эпизодов, чем цельное произведение. В самых удачных случаях это прикрывали достоинства. Харизма главного героя и те самые эпизоды в "Отчаяном", помощь Тарантино и исходный материал в "Городе грехов". К сожалению в его последнем творении "Мачете" (Machete) всего этого нет.
При этом по сути придраться сложно. Перед нами еще одна почти идеальная имитация эксплотейшена 70-х (на этот раз на мексиканскую тему). Выцветшая картинка, летящие в разные стороны отрубленные конечности, литры крови и конечно же сиськи:) Всего этого хватает и даже более. Но на самом деле главный элемент в передачи того настроения не это, а то, что все, что делается, делается с одной единственной целью. Сделать круто. Проще говоря развлечь зрителя (в данном случае как бы не самого изысканного).

Тройничок с Линси Лохан. Что еще нужно чтобы оставить след в истории? 

Вот с этим Родригес слегка промахнулся. Несмотря на убийственный трейлер, состоящий из расчлененки и голых девиц чуть менее чем полностью, сам фильм изобилует сюжетными поворотами и диалогами.
Количество второстепенных персонажей, хитро связанных друг с другом, настолько велико, что порой создается впечатление, что дон Родригес баловался не только любимым трэшем 70-х, но и мыльными операми:) Собрав в "Мачете" старых знакомых (пухленький Чич Марин и Том Савини с одной репликой) и звезд 80-х (Стивен Наш Сигал и давно исчезнувший куда-то Дон Джонсон) автор не позаботился создать из них более менее готовых персонажей. В итоге все они, кто как может, берут харизмой. Но хрен бы с ним, если бы все они занимались делом и поменьше говорили. Так нет же, Родригес в лучших традициях Ромеро впихнул сюда еще и социальный подтекст. Да так впихнул, что аж торчит:)    


Все это мог бы спасти главный герой, но тут кроется еще одна беда. Дэни Трехо конечно невероятно крут на постерах с мачете в руках, но играть он не умеет. То есть совсем. Его жесткая, видавшая виды (в том числе мест не столь отдаленных) физиономия, будто бы вырезана из твердых пород дерева и способна лишь на пару движений. Особо психоделично выглядят эротические, с позволения сказать,  сцены. Спасибо Родригесу, что он обрывает их все до того как Трехо показывает что-то помимо растатуированной груди, хотя это и не соответствует духу разнузданого эскпотейшена:)     
Зато ему соответствует почти все остальное, особенно финальная битва. И если до этого "Мачете" как бы ходит по краю, то в последние минут 15, вы реально попадаете тот самый американский драйвин 70-х. Сигал, хохмящий с мачете в животе, Мишель Родригес бегающая и прыгающая после выстрела в глаз, несильно организованная массовка и как довершение цирка - Роберт Де Ниро переодетый в мексиканца. Для отжигающего весь фильм напалмом Де Ниро это даже можно сказать шаг вперед, учитывая его роли за последние 10 лет. Ну или по крайней мере возможность повеселиться, как Круз в образе лысого продюсера, что он и делает.

-Эт хуйня а не рана. Щас пару кг сброшу и всем сталонам еще наваляю.

Если рядом с вами есть бутылочка текилы пива и друзья (редкая девушка я думаю досидит до половины) считайте, что удовольствие от просмотра обеспечено. Излишне эстетствующие быстро проходят мимо. 

Неудержимые? Расходный материал.
 

Еще один человек, засевший глубоко в окопах прошлого, - Сильвестр Сталоне. Но у Слая в отличие от Родригеса есть оправдание, он ведь сам оттуда. Во второй половине 70-80-х он гремел по экранам со своими "Рокки" и "Рэмбо", да и в 90-ые не исчез, даже продемонстрировав себя как актера с большой буквы в очень сильной и недооцененной полицейской драме "Cop Land". 
Сегодня Слай кажется стоит во главе движения по реанимации олдскула. Он снял нового "Рокки" и по-моему совершенно убойного четвертого "Рэмбо". Это наверно единственный экшен за последние долгие годы, который мне захотелось пересмотреть. А все потому что он не просто снят в духе хардкорных боевиков 80-х, но еще и снят на очень высоком уровне. Слай и его команда постарались на славу, создав фильм в котором, что редкие реплики мрачного Рэмбо, что сцены мясорубки в джунглях производят эффект крупнокалиберной очереди по киноманскому сердцу:)
После такого я ждал от "Неудержимых"  (на самом деле "Expendebles" - дословно "Расходный материал", то есть в контексте "Пушечное мясо") всего того же только побольше (главных героев то много:). Но Слая настигли почти те же беды, что и Родригеса. 



Комада старых (и не очень) звезд боевиков конечно вызывает улыбку умиления, а наверно самая обсуждаемая сцена встречи Слая, Уиллиса и Железного Арни вообще вышибает ностальгическую слезу. Но опять же возникает вопрос. А что здесь делают все эти люди? 
Ну, ребята вроде Дольфа Лунгрена или Гэри Дэниелса и раньше не блистали какими-то особыми достижениями в кино, так что их роли в "Неудержимых" не выбиваются из колеи. Разве что персонажа Лунгрена немножко оживили накрозависимостью. У более молодого поколения в лице Стетхэма и Ли было куча ролей поинтересней в фильмах прямо скажем получше. Арни с Уиллисом тут просто забегают на огонек. Есть еще опереточные злодеи Эрик Робертс и Дэвид Зайас, но они не могут тягаться даже со злыднем из "Рэмбо 4". Что в этом фильме делает Микии Рурк (который свои реплики кажется вообще на ходу сочинял) осталось бы загадкой, не знай мы о его должке Слаю. Единственное исключение - по-настоящему удачное попадание в образ Стива "Железные Яйцы" Остина, выдавшего такого нормального злобного ублюдка. Хотя может у него просто рожа такая:)



Получается, что отдуваться за всех должен Слай, что в общем-то и делает, но опять же не настолько задниценадирательски как в Рэмбо. И тут его подводит как бы это помягче... не самый высокий уровень съемок и сценария фильма. В отличие от "Джона Рэмбо", "Неудержимые" соответствует старым бэшкам не только по духу, но и по качеству. Есть конечно пара динамичных моментов, пара неплохих шуток, но к сожалению они в меньшинстве. Не думаю, что у кого-то поднимется рука назвать эту оду ностальгии по боевикам 80-х плохим фильмом, но вряд ли я еще когда либо захочу его посмотреть. 



Конечно будем ждать от Слая новых свершений, может и пятого Рэмбо сделает. Как бы то ни было, надеюсь его новый фильм будет ближе к Рэмбо 4 чем к Неудержимым.     

There's a little bit of 80's in all of us.  

Еще один фильм, вышедший в этом году, и как мне показалось просто наполненный духом 80-х - это... "Железный человек 2". Что такого олдскульного в очередном комиксе спросите вы? Да почти все! 




Сюжет не важен, большая часть сцен, персонажей и диалогов создана просто потому что это приколько:) Другое объяснение происходящему найти сложно. Чего только стоит Микки Рурк, на которого кажется нацепили весь грим какой нашли на съемочной площадке (попугай, татуировки, зубочистка, какие-то безумные прически и наряды, плюс он еще и русский и зовут его Иван:). Сцена, в которой он разрубает болид формулы1, а потом за его спиной взрываются все остальные, пока он в слоумо идет на камеру - это же чистые высококонцентрированные 80-е. Причем авторам так понравилось, что они буквально минут через 10  вставляют еще один взрыв за спиной нашего Вани. Еще из этой серии момент в финальной схватке. Герой Рурка вдруг снимает шлем прямо во время боя с двумя врагами. Зачем? Да просто так, круто же смотрится:) 



И так весь фильм. Он, как и первый, абсолютно пустой и забывается сразу же, но два часа увлекательного зрелища вам обеспечены. Главное не забудьте выключить критика (если есть) и включить ребенка (если есть). 


В принципе тот же совет можно дать для просмотра любого носталгирующего фильма. Как быстро спадет эта волна как всегда покажет время. Ну а нас еще как минимум ждут "RED" с не на шутку разошедшимися Уиллисом, Фрименом, Малковичем и неожиданной Хелен Миррен, а также сиквел культового "Трона". Так что старички еще поотжигают. Чего и вам желаю.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)