«Воображариум доктора Парнаса» (The Imaginarium of Doctor Parnassus) (2009)



Плохо когда фильм о муках творчества сам превращается в жертву этих самых мук. Конечно у многих фильмов (особенно всяких великих и культовых) бывает сложная история создания. Но скажем у «Апокалипсиса сегодня» история была отдельно, а кино при этом получилось шедевром мирового кинематогрофа. В случае же последнего творения Терри Гиллиама к сожалению так не получилось.


Поначалу все идет хорошо. Стильная самосатира о творчестве и творце бьет точно в цель. Кинематографический язык «Воображариума» очень ясен, но при этом не слишком прямолинеен и я уверен многими воспринимается как то самое цирковое представление тысячелетнего доктора Парнаса. Сделка с Дьяволом, которая еще кажется ни в одном произведении мира не приносила ничего хорошего. Непонимание узколобой публики. Жалкая с виду деятельность великого властителя воображения, который не хотел править миром, а хотел чтобы «мир правил сам собой». Раскаяние в наивности заливается вином, пока паренек-помощник сохнет по симпатичной дочурке доктора. Вот уж кого точно не волнуют метафизические размышления о творчестве.

Между делом в фильме возникают совершенно потрясающие сцены. Гигантская повозка передвижного цирка, вся состоящая из какого-то хлама сделана с такой любовью к деталям, что невольно хочется оказаться там самому. Даже когда она трясется во время побега от не оценившей «юмора» толпы. В «Воображариуме» есть что-то «настоящее», то теперь редко можно увидеть в кино. Например, персонаж Хита Леджера, бросающий обличающую его газету за спину в огонь. Она падает рядом, но через пару секунд все-таки загорается. И вы понимаете, что для кино не нужны зеленые экраны и дебильные очки. Все, что нужно – хорошие актеры, неглупый сценарий и такой вот «Парнас». 

Все это есть и все было бы замечательно, если бы не было так плохо. Появление первого же «сменщика» Леджера вызывает инстинктивное отторжение. Возникло бы оно, не знай я всех перипетий создания фильма? Сложно сказать. Но начинающаяся во второй половине «Воображариума» чехарда явно проигрывает первой. Кто-то усмотрел во всем этом гораздо более интересную идею, чем та, что была заложена в начале. Но, по-моему, спадающие с мошенника личины обличают скорее неудачи авторов. Конечно, вызваны эти неудачи не ошибками или неумением, а злым роком, но фильму от этого не легче. Что-то, что должно было получиться и что зритель видит пол фильма, слишком уж ясно маячит где-то за горизонтом весь второй час. Кино заканчивается и ты ловишь себя не только на размышлениях о творчестве, но и на мысли «что из показанного было написано изначально, а что изменено по дурацкой прихоти судьбы». Именно эта мысль не позволяет оценить «Воображариум» слишком высоко.

Терри Гиллиам конечно не лишний раз показал, что он в форме и его фирменный стиль еще с ним. Но вот вопрос переживет ли его творческая натура все эти испытания и когда мы увидим новое творение неподражаемого мастера?

Будем надеяться, что следующий фильм Гиллиама не подвергнется таким мукам, ведь иногда хорошее произведение выходит не только из ада. Или нет?

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)