Рецензия: "Алиса в стране чудес" (Alice in Wonderland) (2010)


Если бы Кэмерон курил…

Бывают такие фильмы, которые будто обречены изначально. У нас есть культовый режиссер с уникальным стилем, не менее выдающаяся литературная основа, отличные актеры и так далее. Но вот вы смотрите ролик «Алисы в стране чудес» и понимаете – что-то тут не так. 
3d аттракцион больше похожий на «Ледниковый период» чем на «Аватара» и лезущая изо всех щелей простенькая компьютерная графика – это не только не то, как я представляю себе экранизацию «Алисы», но и не то, чего я ждал от Тима Бертона. Как всегда ожидания играют не менее важную роль в восприятии картины, чем само произведение.

Алиса выросла и, убегая от ханжеской лицемерной толпы и противного жениха, снова следует за белым кроликом в нору. Предыдущее посещение волшебной страны для нее – не более чем сон. Видимо для сценаристов тоже. Нас погружают в тот самый волшебный мир, заполняя его знакомыми образами и персонажами. Шляпник и Соня, Красная Королева с фламинго-клюшкой и карты-солдаты, курящая гусеница, чудесатые пирожки и многое другое, вроде бы на месте. Бертон старательно вырисовывает фирминые психоделические пейзажи не жалея красок. И у него это местами даже получается. 
Главное отличие и проблема в том, что все это подверглось «осерьезневанию». Книга Кэрролла совершенно не вписывалась в какие бы то ни было рамки и жанры. У него безумие было необъяснимым и бессмысленным, таким, каким оно и должно быть. При этом «взрослая» версия книги с комментариями чуть не на каждой странице, показывала, сколько всего спрятал и процитировал автор между строк. У Бертона же наоборот все приключения девушки заштампованы и озвучены голливудским пафосным оркестром, от чего припадки идиосинкразии основательно мешают смотреть фильм.   

Безумного Шляпника свела с ума королева-тиранша, отобрав возможность творить. Деппа, игра которого несмотря на грим страшного клоуна как всегда на уровне, кажется постигла та же участь. Он вынужден петь все ту же поднадоевшую песню вслед за маэстро, который явно слегка увлекся. Конечно талант «не пропьешь» и из-под слоя грима нет-нет да выглянет тот самый Джонни. Но сравнивать эту его роль со «Страхом и ненавистью» или «Распутником» язык не повернется. Скорее это продолжение Суини Тодда…
С остальными жителями волшебной страны та же беда. Мышь-соня то ли на кофе, то ли на чем покрепче не останавливается ни на минуту и кажется пришла в фильм из «Шрека», которого рекламировали перед «Алисой». Оригинальный образ отдан на откуп сценарным поворотам. Чеширский Кот радовал бы своим пофигизмом и иронией, если бы за ним не виднелось нарочитое желание сказать «что-то серьезное».
Бонем Картер и Хэтэуэй создали два запоминающихся образа абсолютно сумасшедших сестер. И в отсутствии каких-то объяснений и предысторий кроется большая привлекательность этих персонажей. Но все это не может спасти откровенно глупый сценарий. Не может его спасти и Миа Вашиковска в роли Алисы – кажется неплохая актриса.

«Алиса в стране чудес» Бертона – это театр абсурда. Вот только в отличие от Кэрролла авторы создали его на полном серьезе. Там где нужно было бы безумно пошутить, Бертон выдает нелепую в своей банальности голливудскую драматизацию, а там где стоило бы вложить что-то серьезное – пустота. Чтобы дойти до сути детской с первого взгляда книги, нужно было прилагать умственные усилия, а копать там можно было ой как глубоко. Здесь же все на поверхности. В начале фильма Алисе показывают свиток с нарисованным будущим – этакая сценарная раскадровка. И будьте уверены все так и произойдет. Алиса в доспехах сражается с дракончиком, на плоском поле боя машут пиками солдаты и даже Шляпнику дали помахать мечом. Финал «Алисы» – вершина этого скучного безумия. Повздыхав на балкончике с Джонни Деппом, девушка возвращается в реальный мир. И высказав там в лицо всем гостям неудавшейся свадьбы какие они лживые и подлые, уходит... в торговцы. Занавес.

Надеюсь, у нее все будет хорошо… но только чтобы мы этого не увидели. По крайней мере в исполнении Бертона и ко.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)