Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)
Наша Алиса
"Алису" Льюиса Кэрролла экранизировали уже множество раз. Получалось не всегда удачно. Как вообще можно адекватно воспроизвести безумие образов, в которых при этом зашифрованы сотни логических, математических и других аллюзий? Фильм «Сон Аленки» (в английской локализации уже просто «Алиса») чеха Яна Шванкмайера показывает, что для этого видимо нужно снять что-то по-своему кинметографически безумное, а не покадрово копировать книгу Кэрролла или делать голливудский сиквел.
Фильм начинается с маленькой Аленки, сидящей на берегу реки. Рядом с ней женщина (видимо мама), чьего лица не видно. Девочка бросает в воду камни, а потом тянется за книжкой на коленях у мамы, но получает по рукам. Затем следует монолог девочки, заканчивающийся словами: «вы должны закрыть глаза, иначе вы ничего не увидите». Сюрреалистическое начало еще самое небезумное, что есть в фильме и как видите не сильно напоминает оригинальное.
Дальше мы видим, как девочка Аленка сидит у себя в комнате, окруженная куклами, картами и другими игрушками. Постепенно пространство этой комнаты расширяется под воздействием детской фантазии и сна. Это похоже на начало «Where the wild things are» (книжки, а не фильма), в которой мальчик Макс точно так же попадал в мир фантазий из своей комнаты. Но в «Сне Аленки» сюрреалистический мир, навеянный книгой Кэрролла, во многом состоит из тех самых игрушек, вещей и мебели из дома девочки, которые оживают калейдоскопом нереальных образов...
Единственный живой актер в фильме (кроме матери) – девочка Аленка. Здесь кстати примерно того возраста, что и в оригинале. Забавно, что озвучивает ее другая, на тот момент 12-ти летняя девочка. Большая же часть фильма сделана при помощи классической кукольной анимации. И вот, что интересно, все эти смешно дергающиеся куклы выглядят гораздо убедительнее неживой и надоевшей компьютерной графики.
Безумие начинается с того, что плюшевый белый кролик (здесь довольно злобный) отдирает приколоченные гвоздями лапы, надевает камзол и разбив стекло убегает в неизвестном направлении. Аленка следует за ним. При этом пространство комнаты спокойно переходит в какую-то пустошь и обратно. Сюрреалистический мир, созданный невероятной фантазией авторов, забрасывает зрителя все новыми сумасшедшими образами.
«Время летит» – говорит кролик, доставая из себя часы. При этом из него сыплются опилки, которые он периодически еще и ест:) Вход в волшебную страну видоизмененных комнат дома, здесь находится в ящике стола. Этот стол с ящиком, как и некоторые другие вещи, рефреном проходят через весь фильм. Фэнтазийные штуки заменены на более индустриальные. Например под землю Аленка спускается на лифте:)
При всем этом в «Сне» присутствует по-моему основная особенность сюрреализма: сюреальность не пытается казаться настоящей, зато активно демонстрирует аллюзии на наш мир.
То и дело в фильме появляются знакомые по книжке сцены. Например беседа с Гусеницей на грибе, или чаепитие с Безумным Шляпником. Но все они выполнены в таком неожиданном виде, что человек плохо знакомый с книгой может и не понять, что «Сон» снят по ней. Картину наполняет куча существ пришедших не из произведения Кэрролла, а из головы авторов. Вообще бестиарий «Сна Аленки» даст фору Босху с Брейгелем вместе взятым. Чего только стоят тушки голубей с черепами, запряженными в повозку, или ожившие носки-черви, прогрызающие дыры в полу:) Перечислять можно очень долго, но лучше, поверьте, увидеть все самому.
В этом фильме удивительно все. И то, как необычно он снят. Режиссер не стесняется иногда напрямую показывать все как кукольный театр. Но это не делает кино менее затягивающим. Специалисты по спецэффектам создали и что не менее важно оживили, целую армию безумных кукол. Очень хорошо справилась и девочка. Сложно сказать так ли хорошо она играет или просто точно следует указаниям режиссера, но это и не так важно. Аленка/Алиса реагирует на все происходящее именно так, как должен реагировать ребенок. Удивляясь каким-то конкретным событиям, но не безумию происходящего в целом.
Кстати к вопросу о безумии. Забавно, что в фильме появляются говорящие зверьки (в том числе лисообразные) и девочка с ножницами. Все таки все новое это хорошо забытое старое! Половые органы правда никому не отрезают, зато головы (картонные, деревянные и плюшевые) с плеч летят только так:)
«Сон Аленки» – невероятно атмосферное кино, наполненное совершенно сумасшедшими существами, сценами и диалогами. Это именно такая экранизация Кэрролла, какой она должна быть. Непохожая ни на что, и в то же время явно вдохновленная его произведением. Всем поклонникам сюрреализма, «Алисы» Льюиса Кэрролла да и просто киноманам фильм «Сон Аленки» просто обязателен к просмотру.
А вы готовы узнать насколько глубока эта нора? :)
ЗЫ После титров вас ждет еще пару минут анимационного безумия.
Кадры с комментариями под катом...
Все диалоги в фильме сделаны со словами "автора" как в тексте книги и озвучены голосом Аленки. То есть после любой фразы появляется вот такой кадр и девочка говорит: "сказал тот-то"
Все диалоги в фильме сделаны со словами "автора" как в тексте книги и озвучены голосом Аленки. То есть после любой фразы появляется вот такой кадр и девочка говорит: "сказал тот-то"
Вот такая норка:)
Безумная сцена, в которой крыса с сундуком, решает развести на голове Аленки костер, чтобы приготовить обед:)
Зверушки
Уменьшаясь Алиса сама превращается в куклу. Зверушки атакуют!
Пирожок а-ля Клайв Баркер
Носки-червяки. Так вот куда они сука деваются!
Лисичка (она же соня)
Уильям Дефооо. Я иду за тобой :)
Ну и просто пара прикольных кадров
Офигенно.
ОтветитьУдалить