Фильмы про... школы для девочек.
И снова здравствуйте! И снова у меня для вас рассказ сразу о нескольких фильмах. Эту статью я задумал уже давно и вот наконец посмотрел всё необходимое. Тематика сегодняшней подборки более необычна и менее распространена в кинематографе, чем алкоголизм:) Тема эта - школы для девочек. Тема настолько же редкая сколь и плодотворная. Судите сами. Огромные пансионы, как правило изолированные, с кучей девочек пубертатного периода, плавно переходящих в девушек, запертых там по 24 часа, накапливают такое количество эстрогена (или как там его:), что адский взрыв скрытой энергии неизбежен. Попавшим в зону действия можно только посочувствовать.
В мой обзор попали фильмы почти со всех континентов. Первый - шедевр австралийца Питера Уира «Пикник у висячей скалы» (Picnic at Hanging Rock), снятый в 1975 году, задолго до миграции режиссера в Голливуд. Второй - американский "Обманутый" (The Beguiled), одна из самых необычный ролей Клинта Иствуда. Третий - недавние "Трещины" (Cracks) из Британии с Евой Грин . Чуть менее подробно я остановлюсь на совсем новом "Не отпускай меня" (Never Let Me Go) 2010 года, который все же лишь от части попадает под тематику, плюс упомяну еще один фильмец в конце.
"Пикник у висячей скалы" (Picnic at Hanging Rock) (1975)
Об этом шедевре Питера Уира, уже почти все было сказано, but still:) Фильм-сон, фильм-загадка. История рассказанная в "Пикнике" основана на романе Джоан Линдси и как бы реальных событиях (тогда это еще не было затасканным штампом). 14 февраля 1900 года группа учениц женского колледжа в сопровождении двух преподавательниц и шофера отправились на пикник к местному скалистому образованию - Висячей скале. Трое из девушек пропали при таинственных обстоятельствах...
И без того мистический сюжет получил поистине нереальное экранное воплощение. Как и в любом сне (а это именно он), картина предстающая перед зрителем размыта и иллюзорна. Диалоги фильма также поэтично-отстранены. Как и все происходящее они оставляют поле для воображения. Что случилось с этими девушками? Почему они углубились в по-австралийки внеземные скалы? Что видели и слышали и имел ли кто-то из персонажей какое-либо отношение к этому инциденту? Все эти вопросы остаются без ответов. Завязка фильма в общем-то и есть весь его сюжет. Поэтому не ждите от "Пикника" каких-либо жанровых элементов. Это не детектив и не триллер, по крайней мере в привычном понимании. Хотя здесь присутствуют классические для рассматриваемого типа фильмов вещи: стоящий вдалеке от цивилизации пансион, строгая матрона, противопоставление молодой и старой учительниц, выделяющаяся из остальных ученица и мужские персонажи, представляющие "внешний" мир. Отличие от представленных ниже фильмов - все происходящее видится в дымке воображаемого мира снов, наполненного правда частичками мира реального (Висячая скала например действительно существует).
"Пикник у висячей скалы" - редкий пример уникального кинематографического опыта. Эта картина перенесет вас в измерение чужих грез и оставит с чувством, которое возникает всегда после пробуждения ото сна. Находясь там вы верили, что увиденное вами реально и только проснувшись вы понимаете, что "это было чем-то странным".
Кадры
"Обманутый" (The Beguiled) (1971)
Этот фильм с другого конца света снял Дон Сигел, не раз работавший с исполнителем главной роли Клинтом Иствудом. Но "Обманутый" стоит особняком от привычных образов Иствуда - крутых стрелков с дикого запада кладущих врагов с двух рук и хладнокровно выходящих из любых передряг. Уже в начале фильма он предстает в непривычном виде тяжело раненного солдата-северянина времен гражданской войны в США. Героя в полубессознательном состоянии подбирает девочка из южной женской школы. Барышни оказывают вражескому солдату помощь и дают приют, по началу планируя сдать его своим. Но идет время и единственный мужчина в колледже начинает все сильнее влиять на поведение его обитательниц, вне зависимости от их возраста...
Иствуд, который не то, что редко играл романтических героев, а вообще с женщинами-то на экране не часто общался, здесь попадает в настоящий цветник:) Начавшийся как военная драма "Обманутый" достаточно быстро превращается чуть ли не в романтическую комедию. Не сильно обремененный пуританскими, или любыми другими ценностями солдат, не думая о последствиях, очаровывает одну девушку за другой, провоцируя внутренние конфликты. Но, чужой в этом мирке все же он. Под конец фильм становится реальным хоррором в лучших традициях независимого кино 70-ых со свойственными ему переигрыванием и жестокостью. Как и в "Плетенном человеке" того же периода, персонаж Иствуда попадает в некую закрытую систему со своими правилами и законами, доходящими до культа. Попытавшись ее изменить (в данном случае не намеренно) он вызвал почти ту же защитную реакцию, что и инопланетяне у Герберта Уэлса. Все чужеродные организмы должны быть нейтрализованы во благо этой самой системы.
"Обманутый" - редкая смесь таких казалось бы несовместимых жанров как военная драма, романтическая комедия и мрачный триллер. С неожиданной стороны здесь раскрылся талант Клинта Иствуда, как оказалось неплохого комедийного актера. В итоге мы имеем интересный образец своего времени, при этом очень самобытный и мало на что похожий.
Иствуд, который не то, что редко играл романтических героев, а вообще с женщинами-то на экране не часто общался, здесь попадает в настоящий цветник:) Начавшийся как военная драма "Обманутый" достаточно быстро превращается чуть ли не в романтическую комедию. Не сильно обремененный пуританскими, или любыми другими ценностями солдат, не думая о последствиях, очаровывает одну девушку за другой, провоцируя внутренние конфликты. Но, чужой в этом мирке все же он. Под конец фильм становится реальным хоррором в лучших традициях независимого кино 70-ых со свойственными ему переигрыванием и жестокостью. Как и в "Плетенном человеке" того же периода, персонаж Иствуда попадает в некую закрытую систему со своими правилами и законами, доходящими до культа. Попытавшись ее изменить (в данном случае не намеренно) он вызвал почти ту же защитную реакцию, что и инопланетяне у Герберта Уэлса. Все чужеродные организмы должны быть нейтрализованы во благо этой самой системы.
"Обманутый" - редкая смесь таких казалось бы несовместимых жанров как военная драма, романтическая комедия и мрачный триллер. С неожиданной стороны здесь раскрылся талант Клинта Иствуда, как оказалось неплохого комедийного актера. В итоге мы имеем интересный образец своего времени, при этом очень самобытный и мало на что похожий.
Кадры
"Трещины" (Cracks) (2009)
Наконец новый образчик - "Трещины" также как и "Пикник" основан на литературном источнике. Но в отличие от последнего, гораздо более классическое с точки зрения драматургии кино, зато представляющее необычный для фильма про женские школы сюжет.
Дело происходит в 30-ых годах в классическом британском пансионате. Ева Грин выступает в привычном амплуа белой вороны. Постоянная сигарета, либеральные призывы и купание голышом прилагаются. При всем этом ее "непохожесть" и оппозиционность кажутся вполне вписанными в общую систему и даже разногласия со старшими коллегами заканчиваются ленивыми спорами. Свободомыслящая преподавательница Мисс Джи (фрейдистская фамилия :) нашла себе идеальную трибуну, с которой может лепить из неокрепших девичьих умов все что ей заблагорассудиться. Но... какое кино без конфликта? В роли катализатора здесь выступает новенькая ученица - испанская принцесса. Ее дорогие игрушки, интересные истории о путешествиях и навыки пловчихи вызывают зависть девочек и восхищение Мисс Джи, перерастающее во что-то большее...
"Трещины" - однозначный бенефис Евы Грин, раскрывающей здесь свой талант наверное максимально широко и ярко. По началу простой образ "учительницы не от мира сего" постепенно обрастает довольно трагическо-злодейскими подробностями. Она сочиняет невероятные истории о своих путешествиях и никогда не водит девушек на соревнования, потому что "ей не интересны открытые воды". Очень характерная сцена - Джи выходит за продуктами в город, наполненный серыми домами и агрессивными мужчинами (последние, как и во всех этих фильмах, появляются лишь мельком, в виде образа чужеродного мира). Ей уютно среди девочек, которые считают ее чуть ли не богом. При этом сама она является, что называется ребенком во взрослом теле, реагируя на раздражители соответственно неадекватно. И когда новенькая указывает на двуличность и лживость учительницы, ничего хорошего девочку не ждет. Ведь как мы понимаем диктатура свободы может быть не лучше диктатуры консерватизма, если она так же авторитарна.
Помимо Евы Грин нельзя не отметить двух центральных актрис-девочек: Джуно Темпл (лидер девочек) и Мария Вальверде (новенькая испанка). Этому фильму о взрослении свойственна конечно определенная мелодраматичность и сценарные передергивания. Например лекарство от астмы, выступающее ахиллесовой пятой казалось бы идеальной героини. Кроме того пару сцен можно было бы спокойно подсократить. Режиссер явно увлекся замедленной съемкой прыгающих с трамплина девушек и хотя снято все это действительно красиво, третий раз за пол фильма кажется лишним.
Но, несмотря на мелкие недочеты кино получилось на редкость свежим, динамичным и талантливо снятым. Уплывающая в конце фильма героиня, вынесла из всего произошедшего, единственный вид стоящего опыта, тот, который мы "получаем себе в убыток".
Другой фильм из Британии, в котором фигурирует школы-пансионы и самый новый из списка - "Не отпускай меня" (в переводе как видите было потеряно "никогда"). В этой школе учатся не только девочки, хотя главное отличие в другом. "Не отпускай меня" - фильм-метафора человеческого существования, который удалось сделать небанальным благодаря одному фантастическому допущению. Дело в том, что действие ленты происходит в альтернативной Англии. В ней выращивают и воспитывают специальных людей... на органы. Именно о школе для таких детей и пойдет речь в фильме.
"Маленькие различия" между миром созданным Кадзуо Исигуро в своем романе (да, еще одна экранизация) и нашим позволяют взглянуть на такие вечные и изрядно затасканные вопросы как религия и смерть, дружба и любовь с другого угла, с точки зрения людей из немного другого мира. И в то же время это кино о том, что природа иногда берет верх над любым воспитанием. Здесь тоже присутствует девушка-борец (Кэри Маллиган) и "планктон" в виде вечного страдальца Эндрю Гарфилда, достигшего вершин амплуа, и нереально раздражающей меня Киры Найтли наконец попавшей в достаточно мерзкого персонажа.
Эта картина, удивляющая маленькими открытиями в первой половине и слишком слезовыжимающая во второй, наверно самая трагичная из всех. Ведь показанное здесь в отличие от "Трещин" или "Обманутого" не частный случай, а правило жизни. Образ школы в "Не отпускай" взят исключительно для создания аллюзий и не проходит через весь фильм как в остальных случаях. Придраться в нем есть к чему, но все равно это заметное событие в современном кинематографе, которое грех пропустить. А что касается наигранности... видимо фильмам про пересадку органов ее не избежать, вспомнить хотя бы "Потрошителей":)
Последние два фильма демонстрируют еще две характерные черты поджанра и его отличительно сильные стороны. Обособленные системы образования являются богатейшим материалом для разнообразных социальных метафор и аллюзий на современность, которые понятны даже тем, кто такие школы в глаза не видел. Институты образования - это ведь по большому счету пародии на общество в целом. Кроме того давно известно - люди запертые в одном помещении на долгое время раскрывают некоторые черты характера и вступают в конфликты особенно остро. Этим пользуются и бесчисленные хорроры, закрывая персонажей в домах, пещерах, кораблях и так далее.
В завершение не могу не упомянуть еще одно очень известное, на самом деле культовое кино, в котором присутствует женская школа, в данном случае балетная. Кадр из этого фильма вы видите в самом начале статьи. Речь конечно о "Суспирии" (Suspiria) Дарио Ардженто, тоже из 70-ых На самом деле школа там предстает исключительно как сюжетная конструкция и место действия, не выражая особо никаких метафор. Вот уж где это буквально место, из которого "You can checkout any time you like, but you can never leave":)
"Маленькие различия" между миром созданным Кадзуо Исигуро в своем романе (да, еще одна экранизация) и нашим позволяют взглянуть на такие вечные и изрядно затасканные вопросы как религия и смерть, дружба и любовь с другого угла, с точки зрения людей из немного другого мира. И в то же время это кино о том, что природа иногда берет верх над любым воспитанием. Здесь тоже присутствует девушка-борец (Кэри Маллиган) и "планктон" в виде вечного страдальца Эндрю Гарфилда, достигшего вершин амплуа, и нереально раздражающей меня Киры Найтли наконец попавшей в достаточно мерзкого персонажа.
Эта картина, удивляющая маленькими открытиями в первой половине и слишком слезовыжимающая во второй, наверно самая трагичная из всех. Ведь показанное здесь в отличие от "Трещин" или "Обманутого" не частный случай, а правило жизни. Образ школы в "Не отпускай" взят исключительно для создания аллюзий и не проходит через весь фильм как в остальных случаях. Придраться в нем есть к чему, но все равно это заметное событие в современном кинематографе, которое грех пропустить. А что касается наигранности... видимо фильмам про пересадку органов ее не избежать, вспомнить хотя бы "Потрошителей":)
Последние два фильма демонстрируют еще две характерные черты поджанра и его отличительно сильные стороны. Обособленные системы образования являются богатейшим материалом для разнообразных социальных метафор и аллюзий на современность, которые понятны даже тем, кто такие школы в глаза не видел. Институты образования - это ведь по большому счету пародии на общество в целом. Кроме того давно известно - люди запертые в одном помещении на долгое время раскрывают некоторые черты характера и вступают в конфликты особенно остро. Этим пользуются и бесчисленные хорроры, закрывая персонажей в домах, пещерах, кораблях и так далее.
В завершение не могу не упомянуть еще одно очень известное, на самом деле культовое кино, в котором присутствует женская школа, в данном случае балетная. Кадр из этого фильма вы видите в самом начале статьи. Речь конечно о "Суспирии" (Suspiria) Дарио Ардженто, тоже из 70-ых На самом деле школа там предстает исключительно как сюжетная конструкция и место действия, не выражая особо никаких метафор. Вот уж где это буквально место, из которого "You can checkout any time you like, but you can never leave":)
Комментарии
Отправить комментарий