Рецензия: "Агора" (Agora) (2009)
Жанр исторических фильмов необычайно широк и за историю кинематографа менялся не раз. От «Бен Гура», серьезного эпика библейского масштаба, до военного боевика «Троя». Кажется, что после возрождения, вызванного «Гладиатором», жанр сдулся. Но было несколько причин обратить внимание на еще одного представителя – «Агору». Во-первых, режиссер – Алехандро Аменабар, который не каждый день снимает кино, но зато когда снимает, получается что-нибудь как минимум необычное. А во-вторых, женщина, редко выступающая в таких (да и не только в таких, чего уж там) фильмах, центральной фигурой.
Женщина эта – Гипатия (Рейчел Вайс). Образованная натура, страстно увлеченная астрономией, философией, математикой. Своими опередившими время взглядами она делится с учениками в Александрийской Библиотеке образца V века. Процессу обучения слегка мешают уже окрепшие и сильно обнаглевшие христиане:)
Одетый в черное проповедник жуликоватого вида устраивает жестокое представление во время спора с язычниками на агоре – площади, где собирались жители античных городов. Схожесть с современными экстремистами и в методах и во внешности сразу же бросается в глаза. Но Аменабара по-моему больше волнует общая характеристика нашего мира, чем желание показать, что христианские вожди промывали мозги верующим так же как сейчас это делают исламские, а священные заветы не мешали грызть друг другу глотки.
То и дело демонстрируемый вид на нашу планету из космоса необычен для фильма такого жанра. С такой картины собственно кино и начинается. Автор использует и другие приемы, чтобы не столько осовременить показанный мир, сколько сделать его более легким для личностного восприятия. Этому способствует и неровная камера во время кровавых уличных бунтов, и «вертолетные» съемки. Дело не в аллюзиях на наш мир. Дело в мысли, что показанный мир и есть наш.
Многим историческим фильмам свойственно осовременивание. Иногда это сделано «в тему», иногда не очень. Так было в телевизионном «Риме», есть это и в «Агоре». Жесты и манера разговора некоторых персонажей здесь вызывают большее отторжение, чем аллюзии на нашу действительность. Но это все мелочи.
Кино приковывает внимание раз за разом удивляя необычным взглядом на виденные уже не раз вещи. Чувствуется что значительная часть немаленького бюджета ушла не декорации. Но в «Агоре» это не только фон, но и важная часть фильма, с которой иногда очень интересно контактируют действующие лица. Мятежники рушат колонны языческих храмов. При этом христианские храмы располагаются в древних египетских зданиях. Очень запоминающийся кадр – встреча епископа и главы христиан Кирилла. Они стоят друг к другу лицом, а сверху так же друг на друга смотрят две гигантские египетские статуи, молчаливые и вечные.
Проходит время. Ученики Гипатии выросли и занялись тем, к чему привела их судьба (нет, не античные богини, а обычное человеческое копошение). А саму Гипатию все так же гораздо больше занимают проблемы движения небесных сфер, чем жизнь в социуме. Бывший раб, а теперь христианский мятежник, префект, епископ – все они были и остаются очарованными этой женщиной. Но им не дано ею обладать, так как она уже вся отдалась другим страстям.
Сцены поиска истины настолько беспафосно сняты и искренне сыграны, что чувствуешь будто бы совершаешь открытия вместе с этой женщиной. Думаю этого и добивались создатели. Переход от мысли, что наша планета не центр вселенной происходит на наших глазах. А вот понимание того, что мы, каждый из нас, тоже не центр мира, – нет. Не произошло этого тогда, не происходит и сейчас. Удачные пересечения с веком нынешним – попытка показать, что ничто не меняется. Поднимая голову к ночному небу люди задают новые вопросы. А ответ они получают тот же: «Только господь знает о том, что мы не знаем».
Страдающие от раздирающих их эмоций и поиска своего пути люди кажутся совсем маленькими среди гигантских античных строений. Но все равно Аменамбар уделил им немало внимания. Ведь мир, который он показывает, населен этими самыми людьми. Сцена с бывшим рабом который приходит убить Гипатию, а вместо этого падает в слезах перед ней на колени и получает свободу - по-настоящему пронзительна. Таких сцен там хватает.
Не все в этом фильме конечно идеально и кое-что мешает полностью впитать в себя все два часа «Агоры». Это уже и упомянутые слишком современные жесты и диалоги, искусственность некоторых сцен, не самая сильная игра многих актеров и прямо скажем странноватый кастинг. Актер, играющий епископа, больше похож на жителя Новой Англии и видимо был выбран из-за схожести с Колином Фареллом:) Примерно то же относится к актеру, играющего Ореста. Но зато (что, в общем-то главное) очень радует Вайс, оставившая, будем надеяться, «Мумий» навсегда!
Последние кадры фильма – та самая агора, на которой так все было, есть и будет, аминь. Неутешительные мысли об обреченности человечества и человека повторять свои ошибки снова и снова, посещающие при просмотре «Агоры», отчасти смягчает финал. Конечно же, трагический, как и положено по жанру, но в чем-то утешающий. Вывод, который можно из него извлечь: «Только мертвый ничего не чувствует».
Поэтому желаю вам чувствовать, а значит и страдать, побольше!
Поэтому желаю вам чувствовать, а значит и страдать, побольше!
обязательно посмотрю!
ОтветитьУдалить