Рецензия: "Detachment" (2011)

 
"The whole thing is fucked"

Посмотрел новый фильм от автора "Американской истории Икс" Тони Кэя - "Detachment". Наши лохализаторы, видимо глянув синопсис, перевели название как "Учитель на замену". И тут, в общем-то, не поспоришь. Действительно, главный герой работает учителем на замену. Но, это фильм про школу в той же мере, что "Американская история Икс" фильм про скинов. То есть на самом деле кино немножко сложнее и называется оно поэтому "Отчужденность" или "Отстраненность"

Автор сценария "Отчужденности" - Карл Ланд - сам бывший учитель. Ну и, зная главный фильм Кэя, не сложно примерно представить, что вас ждет.
Авторы выписывают перед зрителем фигуру какого-то почти античного масштаба. Профессиональный учитель на замену, Генри (Эдриан Броуди), настоящий Наставник и в то же время трагический персонаж, одолеваемый личными бедами и отчаянием от неизбежных неудач с детьми. "Ответственность учителя на замену это не обучение - говорит он без тени иронии в интервью-вставках - ответственность в том, чтобы никто никого не убил в твоем классе. А потом они переходят в следующий семестр". Генри бродит по ночному городу под звуки своих собственных сочинений, терзаемый прошлым, настоящим и будущим. А потом снова идет к этим потерянным детям, чтобы научить их, но не классической литературе, а тому как примирится с этим миром и собой внутри него. В общем, он просто следует правилу "делай, что должен и будь что будет".

Но "Detachment" отнюдь не зануден и в отличие от многих современных независимых режиссеров Кэй кажется не забыл, что главное - это рассказать интересную историю. Например здесь есть малолетняя проститутка (неплохой дебют в большом метре Сэми Гэйл), которую Генри на свою голову приютил в своей скудно обставленной квартире (как бы говорящей, что форма не имеет значения). Плюс, присутствует целая плеяда отличных актеров, каждый на пять балов отыгравших свой характер. Это и потрясающий (как всегда) Джеймс Каан, который "если бы не таблетки, то устроил массовое убийство половины родителей и выбросил бы из окна этих детей":) И наивная в своем отчаянии школьный психолог (короткая, но мощнейшая роль Люси Лью). И неприятная дериктриса (Марша Гэй Харден), запертая на самом последнем этаже этого "Дома Ашеров". Ее жалко и она тоже по-своему делает, что может, вот только выйти из этого "дома" она не сможет. Как, впрочем, и все остальные. Ведь, как замечает Генри, "Дом Ашеров это не только старый замок, не подлежащий ремонту, это еще и состояние бытия".

Все это снято неровной камерой, которая весь фильм ходит по самому краю субъективной съемки и кажется вот-вот превратится в модный нынче псевдодок. Но, за исключением интервью главного героя, этого не происходит. Кэй постоянно раскачивает зрителя то в одну сторону (когда Генри бродит по урбанистическим пейзажам, а перед нами появляются художественно-поэтические образы), то в другую (когда зрителя окунают в неприятно натуралистичную "черноту").  

Не стесняется Кэй и достаточно прямолинейных средств воздействия. Так, внутренний мир героев здесь то и дело иллюстрируют ожившие рисунки на школьной доске, а гневная речь слегка тронутого учителя о ненавистных детях, которого заменяет Генри и который предстает исключительно в виде автоответчика, плавно переходит в речь Гитлера:) Да и начало фильма в виде нарезки из реальных учителей - прием, скажем так, прямолинейный. Но назвать этот фильм поверхностным или простым не повернется язык. Это сильнейшее высказывание о той субстанции, которую мы зовем жизнью и о том как дети проходят ее или же не проходят...
Действительно ли мы делаем, что должны и что можем? 

И здесь как-то, само по себе, мы приходим к теме настоящих детей в настоящих школах. Кто-то может сказать что это "всего лишь школа", "репетиция перед высшим образованием" и все в таком духе  - так обычно говорят люди, которым я бы не доверил и куриного яйца. Мы были там, как и дети до нас и как будут дети после нас, наши дети. Что все мы выносим из этого обучения? И куда мы с этим уходим? Почему родительские в общем-то обязанности как-то незаметно переложили на школьных преподавателей? А потом мы удивляемся, когда кого-то находят в туалете с петлей на шее. И кого мы после этого виним?
К сожалению, ответы на эти вопросы, порой, не менее печальны, чем персонажи Эдгара Аллана По, которого цитирует Генри.

"Отчужденность" заканчивается ярким образом заброшенной школы. Дети покинули ее, родители никогда сюда не заходили. И только учитель на замену, будто бы сам По, читает нам про "sickening of the heart". До этого мы увидим и печальное и светлое, неудачу и удачу, которым всегда есть место в жизни. И хотя сюжет фильма закончится на радостной ноте, мы ведь знаем, что хэппи эндов не бывает, не так ли?

Комментарии

  1. Здравствуйте.
    Меня мучает один вопрос. Куда Генри отправил героиню Сэми Гэйл? В детский дом? И она в итоге была больна СПИДом, или нет? Я просто видимо прозевал.
    Спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Внимание тем, кто не смотрел - СПОЙЛЕРЫ!

      Ну, да он сначала ее отдал в орган опеки или как у них там это называется. После того как его увидели обнимающим ученицу. Типа он говорит, что она не может у него оставаться. По поводу спида там не очень понятно. Ему звонят из клиники и просят, чтобы он перезвонил. А потом он к ней приезжает. Как-то так.

      Удалить
    2. Ясно ясно)
      Благодарю =)

      Удалить

Отправить комментарий

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)