Рецензия: "Detachment" (2011)
Посмотрел новый фильм от автора "Американской истории Икс" Тони Кэя - "Detachment". Наши лохализаторы, видимо глянув синопсис, перевели название как "Учитель на замену". И тут, в общем-то, не поспоришь. Действительно, главный герой работает учителем на замену. Но, это фильм про школу в той же мере, что "Американская история Икс" фильм про скинов. То есть на самом деле кино немножко сложнее и называется оно поэтому "Отчужденность" или "Отстраненность".
Автор сценария "Отчужденности" - Карл Ланд - сам бывший учитель. Ну и, зная главный фильм Кэя, не сложно примерно представить, что вас ждет.
Авторы выписывают перед зрителем фигуру какого-то почти античного масштаба. Профессиональный учитель на замену, Генри (Эдриан Броуди), настоящий Наставник и в то же время трагический персонаж, одолеваемый личными бедами и отчаянием от неизбежных неудач с детьми. "Ответственность учителя на замену это не обучение - говорит он без тени иронии в интервью-вставках - ответственность в том, чтобы никто никого не убил в твоем классе. А потом они переходят в следующий семестр". Генри бродит по ночному городу под звуки своих собственных сочинений, терзаемый прошлым, настоящим и будущим. А потом снова идет к этим потерянным детям, чтобы научить их, но не классической литературе, а тому как примирится с этим миром и собой внутри него. В общем, он просто следует правилу "делай, что должен и будь что будет".
Авторы выписывают перед зрителем фигуру какого-то почти античного масштаба. Профессиональный учитель на замену, Генри (Эдриан Броуди), настоящий Наставник и в то же время трагический персонаж, одолеваемый личными бедами и отчаянием от неизбежных неудач с детьми. "Ответственность учителя на замену это не обучение - говорит он без тени иронии в интервью-вставках - ответственность в том, чтобы никто никого не убил в твоем классе. А потом они переходят в следующий семестр". Генри бродит по ночному городу под звуки своих собственных сочинений, терзаемый прошлым, настоящим и будущим. А потом снова идет к этим потерянным детям, чтобы научить их, но не классической литературе, а тому как примирится с этим миром и собой внутри него. В общем, он просто следует правилу "делай, что должен и будь что будет".
Но "Detachment" отнюдь не зануден и в отличие от многих современных независимых режиссеров Кэй кажется не забыл, что главное - это рассказать интересную историю. Например здесь есть малолетняя проститутка (неплохой дебют в большом метре Сэми Гэйл), которую Генри на свою голову приютил в своей скудно обставленной квартире (как бы говорящей, что форма не имеет значения). Плюс, присутствует целая плеяда отличных актеров, каждый на пять балов отыгравших свой характер. Это и потрясающий (как всегда) Джеймс Каан, который "если бы не таблетки, то устроил массовое убийство половины родителей и выбросил бы из окна этих детей":) И наивная в своем отчаянии школьный психолог (короткая, но мощнейшая роль Люси Лью). И неприятная дериктриса (Марша Гэй Харден), запертая на самом последнем этаже этого "Дома Ашеров". Ее жалко и она тоже по-своему делает, что может, вот только выйти из этого "дома" она не сможет. Как, впрочем, и все остальные. Ведь, как замечает Генри, "Дом Ашеров это не только старый замок, не подлежащий ремонту, это еще и состояние бытия".
Все это снято неровной камерой, которая весь фильм ходит по самому краю субъективной съемки и кажется вот-вот превратится в модный нынче псевдодок. Но, за исключением интервью главного героя, этого не происходит. Кэй постоянно раскачивает зрителя то в одну сторону (когда Генри бродит по урбанистическим пейзажам, а перед нами появляются художественно-поэтические образы), то в другую (когда зрителя окунают в неприятно натуралистичную "черноту").
Все это снято неровной камерой, которая весь фильм ходит по самому краю субъективной съемки и кажется вот-вот превратится в модный нынче псевдодок. Но, за исключением интервью главного героя, этого не происходит. Кэй постоянно раскачивает зрителя то в одну сторону (когда Генри бродит по урбанистическим пейзажам, а перед нами появляются художественно-поэтические образы), то в другую (когда зрителя окунают в неприятно натуралистичную "черноту").
Не стесняется Кэй и достаточно прямолинейных средств воздействия. Так, внутренний мир героев здесь то и дело иллюстрируют ожившие рисунки на школьной доске, а гневная речь слегка тронутого учителя о ненавистных детях, которого заменяет Генри и который предстает исключительно в виде автоответчика, плавно переходит в речь Гитлера:) Да и начало фильма в виде нарезки из реальных учителей - прием, скажем так, прямолинейный. Но назвать этот фильм поверхностным или простым не повернется язык. Это сильнейшее высказывание о той субстанции, которую мы зовем жизнью и о том как дети проходят ее или же не проходят...
Действительно ли мы делаем, что должны и что можем?
Действительно ли мы делаем, что должны и что можем?
И здесь как-то, само по себе, мы приходим к теме настоящих детей в настоящих школах. Кто-то может сказать что это "всего лишь школа", "репетиция перед высшим образованием" и все в таком духе - так обычно говорят люди, которым я бы не доверил и куриного яйца. Мы были там, как и дети до нас и как будут дети после нас, наши дети. Что все мы выносим из этого обучения? И куда мы с этим уходим? Почему родительские в общем-то обязанности как-то незаметно переложили на школьных преподавателей? А потом мы удивляемся, когда кого-то находят в туалете с петлей на шее. И кого мы после этого виним?
К сожалению, ответы на эти вопросы, порой, не менее печальны, чем персонажи Эдгара Аллана По, которого цитирует Генри.
"Отчужденность" заканчивается ярким образом заброшенной школы. Дети покинули ее, родители никогда сюда не заходили. И только учитель на замену, будто бы сам По, читает нам про "sickening of the heart". До этого мы увидим и печальное и светлое, неудачу и удачу, которым всегда есть место в жизни. И хотя сюжет фильма закончится на радостной ноте, мы ведь знаем, что хэппи эндов не бывает, не так ли?
К сожалению, ответы на эти вопросы, порой, не менее печальны, чем персонажи Эдгара Аллана По, которого цитирует Генри.
"Отчужденность" заканчивается ярким образом заброшенной школы. Дети покинули ее, родители никогда сюда не заходили. И только учитель на замену, будто бы сам По, читает нам про "sickening of the heart". До этого мы увидим и печальное и светлое, неудачу и удачу, которым всегда есть место в жизни. И хотя сюжет фильма закончится на радостной ноте, мы ведь знаем, что хэппи эндов не бывает, не так ли?
Здравствуйте.
ОтветитьУдалитьМеня мучает один вопрос. Куда Генри отправил героиню Сэми Гэйл? В детский дом? И она в итоге была больна СПИДом, или нет? Я просто видимо прозевал.
Спасибо.
Внимание тем, кто не смотрел - СПОЙЛЕРЫ!
УдалитьНу, да он сначала ее отдал в орган опеки или как у них там это называется. После того как его увидели обнимающим ученицу. Типа он говорит, что она не может у него оставаться. По поводу спида там не очень понятно. Ему звонят из клиники и просят, чтобы он перезвонил. А потом он к ней приезжает. Как-то так.
Ясно ясно)
УдалитьБлагодарю =)