Рецензия: "Прометей" (Prometheus) (2012)


Рецензия с неожиданным сюжетным поворотом про то, как жизнь имитирует искусство.

Наконец-то увидел свет один из самых ожидаемых фантастических кинопроектов последнего времени - возвращение Ридли Скотта ко вселенной "Чужого" - "Прометей". Толпы гиков, фанатов и прочих буйнопомешанных хлынули в кинотеатры чтобы разобрать новое творение по косточкам. Пожелаем им всяческих успехов, надеюсь случаев суицида не будет, ведь зритель с завышенными ожиданиями, может выйти с Прометея слегка разочарованным. Признаюсь я и сам большой поклонник вселенной, особенно работ Гигера, и первого с четвертым фильмов.  А поэтому я попал в ту же ловушку, что и многие. Нам обещали столько всего, что непонятно было чего ждать. 

Прежде всего отбросим все эти Скоттовские жеманные "связь с Чужим только на уровне днк" и прочее. Прометей - это именно то, что принято называть приквелом, то есть фильм рассказывающий о событиях предшествующих первой части серии. Непонятно зачем в свое время было нужно городить этот огород на первой стадии рекламной кампании, ну да ладно. К ней мы еще вернемся. 

Прометей начинается, немного неожиданно, не с кораблей, бороздящих просторы, а с  ландшафтов некой планеты неимоверной красоты и гуманоида, совершающего некий... ритуал. Что он делает вскоре становится вполне очевидно, а вот что тут делают все остальные... вопрос не риторический. Авторы задают вопросы там, где под конец уже можно было бы дать ответы, и слишком долго топчутся на месте. Нет смысла пересказывать сюжет фильма - его знают уже все, кто видели трейлеры... а также тизеры, тизеро-трейлеры, тв-споты и всю прочую хрень. Сложно сказать какова была роль Скотта в написании сценария, видимо не маленькая, но в авторах сюжета тем не менее значатся двое сценаристов, один из которых работал над "Ковбоями и пришельцами", а другой вообще новичок... 
Так или иначе авторы эти решили взять за основу старую как человеческая цивилизация историю о расплате, которая приходит если вы слишком уж заигрываетесь в бога... как бы. На деле же мы имеем такую кашу, что понять о чем же фильм задача не из простых. Складывается впечатление, что авторы сами так до конца и не смогли решить, что же они снимают. Научную фантастику, ужасы, продолжение истории чужого, экранизацию мифа о Прометее? В итоге получилось всего по чуть-чуть. 

Но зато снято все так, что в кресло вы будете вжаты от начала до конца. Отличные актеры (особенно хороши Фассбендер и Терон), крутейшие декорации, и те немногие сцены, что еще не были засвечены в рекламе, прямо таки приклеивают глаза к экрану. Больше других удалась "саспенсная" составляющая в сценах с бурей и кесаревым. С последней, я чувствую, еще будут выносить нервных и беременных животных:)
К сожалению этому самому вжиманию в кресло мешали разные отвлекающие факторы. Я постарался заранее их минимизировать, выбрав сеанс в 2D (спасибо хоть, что тридэ насильно не пихают), но не учел двух вещей. Первая - порвавшаяся пленка (ну или какая-то другая поломка), как сказал сосед слева "на самом интересном месте". На самом деле интересным (падение корабля) оно могло стать только для тех, кто не видел роликов вообще (видимо жил в лесу). Кстати к вопросу о гиках. Во время пятиминутного перерыва, парень с девушкой рядом обсуждали сел ли пришелец в пульт управления или все таки в пушку:) 
А вторая неприятность - перевод (сюрприиииз!). О том насколько он ужасен судите по тому, что я понял, что он ужасен, сравнив его с трейлером:) Озвучка же ровная, ничего выдающегося, голос Фассбендеру не подходит, но в целом нормально.

Этот проект "варился" очень долго и Скотт попытался угодить всем. Он воевал со студией (поверим ему на слово, ок?) за рейтинги и хромнометражи, он хотел сделать нечто большее чем очередную вариацию на тему "голодные чужие на космическом корабле". Скажем ему за это спасибо, но... чем ближе к концу, тем меньше "Прометей" напоминает о революционном "Чужом" и тем больше о последнем творчестве Ридли Скотта
Авторам следовало бы поменьше цитировать предыдущие части (и еще с десяток-другой разных произведений) и заняться логикой повествования и поведения персонажей. От чего бежали те инопланетяне на голограмме и почему они бежали туда куда они бежали? Почему все так быстро забыли об эээ... результате кесарева? Зачем было тащить всех этих ученых, если со всеми загадками справился один андроид? Почему в конце концов специалист по каменным породам выглядит как серийный убийца-панк из Ирландии?! :) 

Многие наверно не согласятся, но логика сценария гораздо важнее эффектных сцен, даже в фантастическом хорроре. И все же это сильное кино. Неровное, не оправдывающее ожиданий, но мощное, мастерски снятое и сыгранное. И если оставить в стороне вопросы о том, кто что хотел, чтобы снял Ридли Скотт, остается другой вопрос, которого я уже то и дело касался - реклама.

Хотите настоящую историю про Прометея? Да вот же она! У нас теперь есть все эти ютьюбы и социальные сети и вирусные рекламы и еще черт в ступе. Но почему-то вместо того чтобы просто подогревать интерес к фильму произошел обратный эффект. Нас так яростно агитируют, что ожидания раздуваются сами собой и под ними рушатся все впечатления. Некоторые фильмы можно еще до релиза составить из кусочков, сливаемых в сеть, нет не злобными шпионами и пиратами, а студиями. Но даже со старыми добрыми трейлерами что-то не так. Их создание превратилось в какой-то отдельный вид... нет не творчества, скорее творческой мастурбации. Специальные студии в поте лица собирают идеальные ролики, в которых каждый кадр, каждая нота должны производить свой эффект, чтобы тысячи фанбоев потом десятки раз пересматривали каждую секунду... печальная какая-то картина, разве нет? 
В итоге мы заранее видим нарезку из почти ВСЕХ самых зрелищных сцен, а одну так вообще уже почти полностью. И ты выходишь из зала с мыслями типа "хотел бы я не видеть ни одного этого гребанного ролика". Ведь без зрелищных сцен в "Прометее" честно говоря не особо много остается. Но поздно. Прометей вылез из мониторов, вошел в наши дома, но вместо света начал "грабить и насиловать". 
Такие дела.

ЗЫ ДВА ролика про Линкольна, мочущего вампиров и слоган "Все в кино!". Это... ну вы поняли:)

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Легкий способ бросить нести хуйню.

Фея-стриптизерша и человек-летучая белка.

Рецензия: Алиса/Сон Аленки (Neco z Alenky) (1988)